Куда идет Общество Сторожевой Башни?

Хотя назначение Милтона Г. Хеншеля президентом Общества Сторожевой Башни[1] и поставило его во главе корпорации, которая в одном лишь Нью-Йорк Сити владеет недвижимостью на сумму в 186 млн. долларов[2] и сопоставимой с этой суммой собственностью в других местах, известие об этом едва промелькнуло в газетных заголовках. Даже основной журнал секты Свидетелей Иеговы «Сторожевая башня» ограничился тем, что упомянул имя нового руководителя в конце двухстраничного некролога, посвященного предыдущему президенту Фредерику У. Францу, единственной фразой: «30 декабря 1992 года брат Милтон Г. Хеншель был избран пятым президентом Общества, сменив на этом посту брата Франца»[3]. Но перемены в руководстве имеют для Свидетелей огромное значение, поскольку они предвещают секте, насчитывающей 11, 5 млн. членов[4], период судорожных реформ — а именно, изменений в учениях и организационной перестройки в масштабах, невиданных со времен потрясения, вызванного смертью в 1916 году основателя Сторожевой башни Чарльза Тейза Рассела.

Чарльз Тейз Рассел

Рассел родился в городе Питтсбург в 1852 году и был воспитан в пресвитерианских традициях. Ему было 16 лет, когда в 1868 году, будучи членом конгрегационалистской церкви, он попал под влияние Джонса Уэнделла, проповедника Христианской Церкви Пришествия. Жизнь почти целого поколения протекла со времен «Великого разочарования» 1844 года, когда Христос не возвратился на землю, вопреки предсказаниям проповедника-баптиста Уильяма Миллера. За это время его последователи вновь завоевали всеобщее признание под именем Адвентистов (это имя носит целая группа конфессий, в том числе Адвентисты Седьмого Дня и такие течения как Христианская Церковь Пришествия и Союз Жизни и Пришествия, соблюдающие субботу). Теперь некоторые адвентисты указывали на другую дату, 1874 год, возлагая на нее прежние надежды. Но и этот срок прошёл, а обещанного Второго Пришествия все не было.

Рассел все еще поддерживал отношения с разочарованными адвентистами, когда в 1876 году услышал о маленьком адвентистском журнальчике «Глашатай утра» (Herald of the Morning), который писал, что осенью 1874 года Христос действительно вернулся на землю (только незримо), и верующие будут восхищены на небеса три с половиной года спустя, весной 1878 года. Прибыль, полученную от доходного магазина мужской одежды, 24-летний Рассел использовал для оказания финансовой поддержки борющемуся журналу. В качестве благодарности, Нельсон Х. Барбор из города Рочестер, штат Нью-Йорк, издатель и редактор журнала, сделал его своим помощником.

Когда обещанное Вознесение не произошло, Барбор представил свои учения в «новом свете». Однако Рассел начал выступать против его учений. Летом 1879 года Рассел полностью разошелся с Барбором и основал свой собственный журнал «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова», использовав опыт, накопленный за три года работы в «Глашатае утра», и позаимствовав у Барбора список его подписчиков.

Рассел быстро отказался от принадлежности к «адвентистам» и основал свою собственную независимую деноминацию. Его последователи именовали себя «исследователями Библии», а свою организацию — «Международная Ассоциация Исследователей Библии» (МАИБ), а окружающие называли их просто «расселитами».

Журнал «Сторожевая башня» и книги Рассела позаимствовали многое из эсхатологических воззрений Барбора — новоиспеченный редактор уделял особое внимание 1874 году, как началу незримого «присутствия» Христа, и предсказывал другие события конца света, исходя из этой даты. В своих хронологических исчислениях он ссылался и на размеры Великой пирамиды в Гизе. Называя ее «Божьим свидетельством в камне, Великой пирамидой Египта», он принял каждый дюйм размеров различных внутренних коридоров пирамиды за один год и на основании полученных цифр предсказал, что верующие будут восхищены в 1910 году, а конец света наступит в 1914[5].

В 1882 году Рассел начал уводить читателей журнала «Сторожевая башня» от исторического христианского богословия. Когда веривший в Троицу помощник редактора Джон Пэйтон порвал с Расселом, и его имя исчезло со страниц журнала, Рассел открыто отказался от учения о Троице, назвав его «абсолютно небиблейским»[6].

«Исследователи Библии» считали Рассела «верным и благоразумным рабом» (Матфея 24:45) и «Лаодикийским вестником», седьмым и последним Божьим посланником к христианской церкви. Однако он прожил достаточно долго, чтобы собственными глазами увидеть крах всех своих предсказаний о дате Вознесения, и 31 октября 1916 года умер, на два года пережив предсказанную им самим дату конца света. Последователи Рассела похоронили его под каменной плитой, надпись на которой именует его «Лаодикийским вестником», а рядом с его могилой установили массивную каменную пирамиду с изображением креста и венка, столь любимого им символа, и надписью: «Общество Сторожевой башни». (Эта пирамида до сих пор высится на обочине Симетери-Лейн в местечке Росс, северном пригороде Питтсбурга, где и привлекает к себе туристов.)

Джозеф Франклин Рутерфорд

В соответствии с инструкциями, оставленными Расселом, его преемник на посту президента должен был разделять свои полномочия с Советом директоров корпорации «Сторожевая Башня», «пожизненно» назначенных Расселом. Однако бывший вице-президент, «судья» Джозеф Франклин Рутерфорд, заметил, что во время ежегодных корпоративных собраний формальные перевыборы директоров не осуществлялись, и воспользовался этим обстоятельством, чтобы сместить с занимаемых постов большинство директоров «Сторожевой башни», не прибегая к общему голосованию. По распоряжению Рутерфорда его помощник даже вызывал в здание Бруклинской штаб-квартиры Общества полицию, чтобы разогнать заседание Совета директоров и удалить его участников из их кабинетов[7].

Обеспечив неприкосновенность штаб-квартиры и корпоративной собственности секты, Рутерфорд обратил свой взор к остальным структурам организации. Постепенно заменяя избранных поместными собраниями пресвитеров своими людьми, Рутерфорд добился того, что сеть свободных, полуавтономных собраний с демократическим самоуправлением превратилась в прочно спаянную организационную машину, работа которой контролировалась из его офиса. Некоторые поместные собрания откололись от Общества, образовав ряд разрозненных групп, таких как «Чикагские исследователи Библии», «Исследователи Библии зари», которые во всем своем многообразии дожили до сегодняшнего дня. Однако большинство «Исследователей Библии» осталось под властью Рутерфорда, и в 1931 году для того, чтобы выделить их из числа других групп, он переименовал их в «Свидетелей Иеговы».

Между тем, Рутерфорд сделал массовую проповедническую работу основным направлением деятельности секты[8]. К 1927 году распространение литературы по домам превратилось в необходимое дело, участие в котором было обязательным для всех членов секты. Содержание этой литературы сводилось, в основном, к нападкам на правительство, политику, «большой бизнес» и Римско-Католическую церковь. Кроме того, Рутерфорд основал обширную радиосеть и стал регулярно выходить в эфир, пользуясь взлетом популистских и антикатолических настроений для того, чтобы привлекать в секту тысячи новых членов. Его злобные нападки, звучавшие из динамиков передвижных радиостанций, во многих частях земного шара навлекли на Свидетелей гнев толпы и гонения со стороны правительства.

После провала своего предсказания о том, что Авраам, Исаак и Иаков воскреснут в 1925 году[9], Рутерфорд тщательно избегал пророчеств о конце света. Впоследствии Рутерфорд упомянул о провале своего пророчества, признавшись, что «свалял дурака»[10].

Натан Хомер Норр

После смерти Рутерфорда в 1942 году его пост занял вице-президент Натан Хомер Норр. Однако все вопросы учения оказались в руках Фредерика У.Франца, пришедшего в секту еще при Расселе и с 1920 года служившего в Бруклинской штаб-квартире. Не обладая личным обаянием Рассела и Рутерфорда, Норр культивировал в своих последователях преданность не ему, пророку, а самой организации.

Будучи прежде всего администратором, он положил начало учебным программам, делающим из рядовых членов Общества профессиональных пропагандистов. Если в прежние времена Свидетели таскали с собой от дома к дому портативный фонограф, чтобы крутить записи проповедей «судьи» Рутерфорда, то теперь рядовые Свидетели стали сами учиться произносить убедительные проповеди на порогах домов.

Между тем, Фрэд Франц старался укрепить пошатнувшееся доверие к эсхатологическим прогнозам Общества. Он заново отредактировал хронологию и перенёс дату невидимого возвращения Христа с 1874 на 1914 год[11]. В 60-х годах издания Общества называли предполагаемой датой Армагеддона и конца света 1975 год[12].

Учебные программы Норра вкупе с апокалиптическими прогнозами Франца способствовали быстрому росту численности секты. Число присутствующих на собраниях в Залах Царства выросло со 100 тысяч человек в 1941 году до 5 миллионов в 1975-м.

В 70-х годах в штаб-квартире Общества Сторожевой Башни произошли реформы, касающиеся власти президента. Прежде всего, было принято в теории, что Христианская церковь (каковой Свидетели Иеговы считают исключительно себя), не должна подчиняться одному человеку, но ей должен управлять руководящий орган, наподобие двенадцати апостолов. Ранее считалось, что эту роль исполняет состоящий из семи членов Совет директоров Общества Сторожевой Башни штата Пенсильвания. Но в 1971 году была создана новая, более крупная структура — Правящая Корпорация, в которую теперь вошли 11 человек, считая и семерых директоров.

Создание правящей корпорации было представлено как новое свидетельство того, что секта является единственной истинной церковью, однако, на самом деле Норру по-прежнему принадлежала безраздельная власть над Свидетелями, и авторитет Рассела и Рутерфорда не шел с ней ни в какое сравнение. Однако все изменилось, когда в 1975 году члены Правления стали требовать, чтобы им были реально предоставлены полномочия, которыми они обладали в теории, но которых никогда не имели на практике. Несмотря на возражения Фреда Франца, правящая корпорация, главным вдохновителем которой и был он сам, взяла власть в свои руки, и после смерти Норра в 1977 году Францу, ставшему президентом, в наследство досталась должность, лишенная былой значимости.

Фредерик У. Франц

Новому президенту организация досталась тоже в трудное для неё время, в период вспышки недовольства, вызванной явным провалом предсказаний Франца о том, что конец света наступит осенью 1975 года. Вопросы зазвучали даже в Бруклинской штаб-квартире, на собраниях маленьких групп по изучению Библии, и не только по поводу начинавшейся с 1914 года хронологии, на основании которой была выведена неверная дата, но и по поводу связанного с ней учения, в соответствии с которым «небесный призыв» Невесты Христовой («Сторожевая Башня» олицетворяет ее со «144 тысячами» из 14-й главы Откровения) завершился в 1935 году, а тем, кто пришел в ряды Свидетелей после этой даты, в качестве вечной награды уготован рай на земле.

Секта, до тех пор переживавшая быстрый рост, впервые за десятки лет своего существования стала терять членов, по мере того как тех, кто ожидал Армагеддон в 1975 году постигло разочарование. Когда убыль членов возросла до сотен тысяч[13] — точная цифра несколько скрадывалась за счет притока новообращенных — президент Франц и консервативное большинство правящей корпорации начали действовать решительно. Весной 1980 года был предпринят ряд мер против диссидентов: собиравшиеся в штаб-квартире независимые группы по изучению Библии разгонялись, создавались «судебные комиссии» уличавшие членов таких групп в «неверности» и «отступничестве».

К тому времени, когда эта чистка завершилась принудительным отстранением от должности и последующим изгнанием из организации племянника президента и члена правящей корпорации Раймонда В. Франца (этому событию журнал «Тайм» посвятил целую полосу)[14], членами всемирной организации овладело стремление обеспечить себе еще большую безопасность. Ушедших из секты объявили предателями, их нужно было сторониться, бывшим друзьям не разрешалось даже сказать друг другу: «Привет»[15]. Те же, кто остался, получили указание «избегать независимого мышления... сомнений в том, что говорится зримой Божьей организацией»[16]. Таким образом, хотя Фредерик У. Франц и был главным теологом секты на протяжении почти пятидесяти лет, с начала президентского правления Норра до самой своей смерти в прошлом году, ему пришлось столкнуться с необходимостью прибегать к мини-инквизиции для того, чтобы его учения оставались в силе.

Милтон Г. Хеншель — новый президент

Избрание Милтона Г. Хеншеля 32 декабря 1992 года пятым президентом «Сторожевой Башни» имеет огромное значение для «Свидетелей Иеговы». На первый взгляд, избрание на пост президента 72-летнего консерватора не предвещает в обозримом будущем никаких перемен. Однако более внимательное изучение событий показывает, что это назначение — «лебединая песня» старой гвардии консерваторов, и оно является предвестником радикальных изменений в руководстве и учении.

В свои 72 года Хеншель — второй по возрасту среди членов правящей корпорации, а на президентский пост его избирали еще более старые люди. Самому молодому члену Корпорации тогда было 69 лет, двум другим — по 75 лет, всем остальным — по 80 и 90. В настоящее время правящая корпорация, известная тем, что ее 80-летние члены спят на собраниях, и их приходится будить к началу голосования[17], теряет свою способность осуществлять целенаправленное и решительное руководство, и нет никаких сомнений в том, что причина избрания Хеншеля кроется, отчасти, в энергии, которой не осталось уже ни у кого из его соратников.

Молодым — нет!

Осознавая собственную дряхлость, члены правящей корпорации решили поручить повседневные дела молодым помощникам[18]. Однако окончательные решения по главным вопросам правящая корпорация по-прежнему принимает единолично, собираясь за закрытыми дверями. Но почему бы не принять в члены молодых, дополнив или заменив ими тех, кто уже слишком стар, чтобы нести такую ответственность? Вот здесь-то и кроется ключ к пониманию причин сегодняшнего кризиса в руководстве Общества «Сторожевой Башни» — вот уже много лет учение секты запрещает пополнять правящую корпорацию за счет молодых членов.

Причина сложившейся ситуации состоит в том, что Свидетели, крещенные после 1935 года, когда «судья» Рутерфорд завершил «небесное призвание» 144 тысяч, автоматически причисляются к «великому множеству», которому уготована вечная жизнь на земле. Эти люди — верующие второго сорта, получающие спасение на задворках небесного «тела Христова». Они не были рождены свыше, не имеют помазания, и, следовательно, не являются частью «класса верного и разумного раба», исключительно из которого могут избираться руководители. Учитывая то, что Свидетели Иеговы крестят, в основном, подростков и взрослых и то, что руководителями могут быть лишь крещенные до 1935 года, руководителем может стать только тот, кто родился в начале 1920-х годов, другими словами, сейчас ему должно быть не меньше 70 лет.

Для изменения принципов организации правящей корпорации и пополнения ее молодыми кадрами может потребоваться отказ от основополагающего учения «Сторожевой Башни» о «классе верного и разумного раба», которое составляет саму основу претензий секты на власть от Бога. В соответствии с этим учением, Христос, незримо вернувшись в 1914 году, «пришёл весной 1918 года, чтобы осмотреть духовный храм»[19]. Он обнаружил, что изо всех тех, кто называет себя верующими, изо всех церквей христианского мира только члены Общества «Сторожевой Башни» служили Ему верно, как раб, о котором рассказывается в притче в Матфея 24:45-47. Итак, «в 1919 году Он» поставил их во главе «всего духовного достояния на земле, ставшего собственностью Христа, поскольку Он принял власть, как Небесный Царь»[20].

C тех пор «духовное достояние» превратилось во всемирную организацию, насчитывающую 11, 5 млн. рядовых членов. А учение о верном и разумном рабе хорошо послужило для того, чтобы держать миллионы людей в должном подчинении руководителям, которых, якобы, поставил на это место сам Христос. Однако численность этого высшего класса сокращается, поскольку «последние из числа 144 тысяч помазанников были избраны» до 1935 года[21]. Сегодня в живых осталось менее 8 тысяч 700 человек, претендующих[22] на то, что они являются «остатком» прежнего числа. Большинство из них — женщины, которые автоматически исключаются из руководства, а остальные — мужчины, достигшие, в основном, такого же возраста, что и члены сегодняшней правящей корпорации. К вышеупомянутому руководящему классу относит себя и очень незначительное число более молодых людей, что является вполне допустимым, учитывая, что Бог может заменять ими тех членов, которые не показали себя верными рабами после 1935 года. Однако остальные Свидетели относятся к их правам весьма скептически.

Таким образом, число возможных кандидатов в члены правящей корпорации быстро сокращается, поскольку Свидетели-мужчины, крещенные до 1935 года, либо умирают один за другим, либо становятся недееспособными из-за своего возраста. Скоро из них не останется никого. Однако учение «Свидетелей Иеговы» не допускает передачи руководства организацией кому бы то ни было до Армагеддона. Возникла необходимость в новом учении — не новой реформе старых догм, а совершенно новых принципах отбора людей, достойных принять власть.

В паутине учений

Все еще более осложняется тем, что ныне действующее учение о принципах отбора людей на руководящие должности тесно увязано с исполнением разного рода пророчеств о конце света. Вместе взятые, они составляют единое полотно, плотно сотканное из многих взаимозависимых учений, в котором нельзя изменить положения ни одной нити без ущерба для общего рисунка.

С точки зрения «Свидетелей Иеговы» 21год, прошедший с 1914 по 1925 принес следующие результаты — пророчество Луки 21:24 исполнилось, когда «времена язычников закончились… осенью 1914 года»[23]. Затем «Христос воцарился на небесном троне как Царь Царства в том же 1914 году»[24]] С этого момента началось Его невидимое «присутствие» на земле[25], о чем свидетельствуют «войны невиданных масштабов», голод, землетрясения и распространение учения «Свидетелей Иеговы» по всему миру[26]. Кроме того, в 1914 году исполнилось пророчество Откровения 12:7-9 — Иисус Христос, уже как архангел Михаил, низверг сатану на землю[27].

Следующий, 1918 год, ознаменовало «начало небесного воскресения», умершие «помазанники» из числа «принадлежащих Иисусу 144 тысяч» были вновь оживотворены «с Христом Иисусом в духовном мире»[28]. Помимо того, Христос «пришел весной 1918 года, чтобы осмотреть духовный храм», во исполнение пророчеств Малахии 3:1-5 и 1 Петра 4:17[29].

Вслед за тем, «начиная с 1919 года, ангелы, под предводительством Иисуса, начали отделять пшеничный класс зачатых от духа помазанников, живущих на земле[30]. Тогда, «в 1919 году, Он и провозгласил этот верный и принятый Им класс раба счастливым», дав им то положение, которое они занимают сегодня[31]. В оставшиеся годы сбылись пророчества о семи печатях и семи трубах, о которых говорится в Откровении — возьмите, к примеру, «серию трубных гласов», когда «на семи конвенциях, с 1922 по 1928 год, принимались особые резолюции»[32]. Затем, к 1935 году «последние из 144 тысяч помазанников были собраны», и на земле началось собрание «великого множества»[33].

Итак, проблема не в том, чтобы просто заменить 1914 год другой датой. Наряду с этим придется заново истолковывать и переносить на новые сроки все привязанные к этой дате события и якобы сбывшиеся откровения.

Время «этого рода» истекает

Учение о выборном руководстве — не единственное учение Свидетелей Иеговы, срок действия которого истекает, толкая их на кардинальные реформы. Помимо того, что старость и смерть неумолимо поглощают «класс раба», ответственный за то, чтобы давать Свидетелям «духовную пищу в нужное время»[34], Обществу приходится сталкиваться и с тем, что у самой «духовной пищи» тоже истек срок хранения. Лучший тому пример — пророчество о конце света, которым Общество «Сторожевой Башни» сегодня кормит своих приверженцев.

Это пророчество можно найти в издательской колонке журнала «Пробудитесь!», которая в любом номере напоминает читателям об «обещании Создателя установить мирный и безопасный новый мир еще при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года»[35]. Простой арифметический подсчет показывает, что эти «происшествия» имели место 79 лет тому назад, и «испытавшие их» люди быстро уходят из жизни. В очередном номере журнала «Пробудитесь» от 8 октября 1968 года сообщалось, что «Иисус определенно говорил о людях, достаточно пожилых, чтобы с пониманием наблюдать за происходящим… Даже если предположить, что 15-летние юнцы были способны осознать всю важность происшедшего в 1914 году, то самым молодым людям «этого рода» сегодня все равно было бы около 70-ти лет»[36]. Прибавив к этому еще 25 лет, прошедших со времени публикации этого сообщения в 1968 году, то сегодня, в 1993-м, «этому роду» стукнет уже где-то 95 лет.

В то время, когда в воздухе еще витали предсказания о 1975 годе, в изданиях «Свидетелей Иеговы» появились ссылки на Псалом 89:10, упоминающий о том, что срок жизни человека — семьдесят лет, а «при большей крепости» — восемьдесят, чтобы доказать, что логичный «срок жизни поколения составляет 70-80 лет[37], и «этот род», таким образом, «прейдет» где-то в 70-х годах. С этой точки зрения, пророчество, которое по-прежнему публикуется в каждом номере журнала «Пробудитесь!», уже провалилось. Итак, имея на руках построенную на 1914 годе, растянутую уже до последнего предела систему учений и вымирающий класс престарелых руководителей, которых некем заменить, Общество «Сторожевой Башни» вскоре будет вынуждено начать радикальные реформы.

Грядущий хаос

Теперешняя ситуация сильно напоминает кризис, последовавший в 1916 году за смертью пастора Рассела, и угрожает Свидетелям Иеговы организационной неразберихой и полной путаницей в учениях. Как мы говорили выше, изначально власть Сторожевой Башни строилась на убеждении, что в 1874 году Христос незримо вернулся на Землю, избрал Ч.Т.Рассела Своим «верным и благоразумным рабом», а в 1914 году будет концом света. Когда пророчество Рассела о 1914 годе провалилось, а сам «последний вестник» умер в 1916 году, у его наследников не осталось никакой опоры под ногами. Началась свалка, воспользовавшись которой новый президент Дж.Ф.Рутерфорд объявил открытую войну Совету директоров корпорации «Сторожевая Башня». В результате победы Рутерфорда целый ряд учений, появившихся на свет при Расселе, были отредактированы, Рассел был посмертно лишен звания «верного и благоразумного раба», а пирамида, которую основатель Общества выдавал за «Божье свидетельство в камне», была переименована в «дьявольскую Библию».

Поскольку учение организации не дает никаких оснований для замены стареющей правящей корпорации, секте предстоит столкнуться с проблемами, похожими на те, которые в свое время пришлось решать Рутерфорду. Место умирающих членов правящей корпорации должны занять люди, этого, в свете теперешнего положения дел, недостойные, а на смену учениям, привязанным к давно прошедшим датам, должны прийти новые идеи, которые могут оказаться неприемлемыми для многих членов организации.

Избрание Хеншеля

Рискнет ли новый президент Милтон Хеншель пойти на столь радикальные изменения? Это покажет только время, но сами Свидетели считают, что своим характером Хеншель напоминает Натана Норра, который был в большей степени администратором, чем проводником новых учений. Ещё не появилась сильная личность, способная занять то место, которое Фред Франц занимал как при Норре, так и в годы собственного президентства. Более того, Реймонд Франц, член правящей корпорации, описывает Хеншеля, как человека, который привычно отвергает любые перемены и стремится сохранить в администрации устоявшееся положение дел[38].

Но Франц отмечает и то, что зачастую Хеншель слишком занят, чтобы читать черновики статей журнала «Сторожевая Башня», представленные на утверждение его издательскому совету. Франц говорит, что Хеншелю трудно поспевать за публикациями «Сторожевой Башни», а чтением журнала «Пробудитесь!» он утруждается вообще крайне редко[39]. Подобное положение создает возможность того, что изменения в учении, сделанные другими людьми, могут ускользнуть от внимания Хеншеля и даже получить его одобрение в тех статьях, которые он не успевает читать.[40]

Власть над много миллиардной корпорацией и жизнями миллионов ее рядовых членов, сравнимая с властью над государством средних размеров, делает ставки в этой игре слишком высокими. Учитывая то, что ответственность за пересмотр учения и избрание нового руководства по-прежнему лежит на непреклонно консервативных, но столь же неуклонно дряхлеющих стариках, вполне возможно, что между молодыми работниками штаб-квартиры, считающими себя потенциальными их преемниками, начнется борьба за власть.

Независимо от того, как пойдут эти перемены, — есть ли у Милтона и его престарелых коллег какой-то план, или они просто откладывают неизбежное до тех пор, пока они совсем не ослабеют, и другие люди не принудят их пойти на реформы — перемены в организации и учении не могут не быть катастрофическими. Исходящие из Бруклина волны потрясений неминуемо повлекут за собой беспорядки в собраниях «Свидетелей Иеговы» по всему миру.

Эти волнения в среде современных «Свидетелей Иеговы», равно как и события их ранней истории приводят на память многие библейские предостережения. Так, псалмопевец предупреждает: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145: 3-4). «Свидетели Иеговы» закрывали глаза на эту мудрость, уничижали Иисуса Христа и приписывали своей организации огромную власть — с тем лишь, чтобы увидеть, как со смертью их руководства исчезают, как дым, планы и учения этих людей.

Еще немного, и однажды Свидетели вновь окажутся перед множеством «новых истин», которые им придется принимать, отбрасывая, как старый хлам, многое из того, на чем строилась их вера. Как это уже не раз случалось в прошлом, многие Свидетели, вне всякого сомнения, послушно пойдут в новом направлении. Но некоторые из них, и я надеюсь, что таких будет большинство, стряхнут с себя наваждение и искренне взыщут истину.

Так кто же верный и благоразумный раб?

Свидетелям придется вновь (уже в который раз!) менять свое учение о том, кто такой «верный и благоразумный раб» из Матфея 24:25. В одном из редких обзоров бесконечных изменений в учении Общества, происшедших за годы его существования, «Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год» сообщает, что «в 1881 году… считалось, что ‘рабом’, которого Бог использует для раздаяния духовной пищи, является целый класс людей». Впоследствии, было принято учение, «что сам Ч.Т. Рассел и есть «верный и благоразумный раб». Наконец, «в феврале 1927 года заблуждение о том, что «верным и благоразумным рабом» был сам Рассел, было исправлено» (с. 88). Рассел уже десять лет покоился в могиле, когда ранее отвергнутый «старый свет» был восстановлен под именем «нового света», а «раба» снова превратили в класс помазанных верующих. Но сейчас этот класс вымирает, как в свое время Рассел, поставив своих последователей перед необходимостью поиска еще одного нового толкования.

Сторонние наблюдатели, разумеется, не найдут в этих словах Иисуса (Мф. 24:45) ничего общего ни с одним из этих вариантов «раба» — будь то один человек, Рассел, или целый «класс» людей, ставших Свидетелями до 1935 года, из которых в настоящее время избираются руководители Общества «Сторожевой Башни». Вместо того, чтобы видеть в этом стихе божественное назначение для какого-то человека или группы людей, которые впоследствии создадут своей смертью большую проблему, «необработанные» читатели, скорее, увидят в словах призыв Господа к каждому христианину быть «верным» и «благоразумным». И слова Иисуса особенно применимы к ситуации, о которой Он говорит в том же контексте, а именно к необходимости опасаться «лжепророков», которые будут вводить людей в заблуждение словами о том, что Христос уже незримо вернулся на Землю и ныне сокрыт от человеческих глаз в неком потаенном месте. «Не верьте им», — предостерегал Иисус (Мф. 24:23-26). И это должно быть ответом всех знающих Библию людей на заявление о том, что Христос незримо вернулся на Землю в 1914 году и поставил руководителей «Сторожевой Башни» управлять земной частью Своего Царства.

Сноски

  1. Watchtower пишется в одно слово в назначении Нью-Йоркской корпорации секты, но в два слова в названии Пенсильванской вышестоящей корпорации. Подобным образом, основной журнал Свидетелей Иеговы Watchtower («Сторожевая башня»), первоначально использовал написание в два слова, однако с 1931 года в одно слово. Свидетели Иеговы используют обе формы написания — этим объясняется появление в данной статье обоих вариантов.[Назад]
  2. Мэри Б.У.Тэйбор, «Взгляд, устремленный поверх Бруклинских высот к небесам», газета «Нью-Йорк Таймс», 29 ноября 1992. - с. 46. [Назад]
  3. «Награждается венцом жизни», журнал «Сторожевая башня», 15 марта 1993, с. 31. [Назад]
  4. О пике посещаемости собраний в 1992 году сообщается в бюллетене под названием «Отчет о деятельности всемирной организации Свидетелей Иеговы» за 1992 г., журнал «Сторожевая башня», 1 января 1993, с.15. Из них около 4,5 млн. человек считаются полноправными членами, т.е. крещенными Свидетелями, активно вовлекаемыми в чтение проповедей по домам. [Назад]
  5. «Исследования Писаний», том 3 (Аллегейни, Пенсильвания: «Сторожевая башня», 1891, издание за 1903 г., сс. 362 - 364.) [Назад]
  6. Ч.Т. Рассел, «Эй, Израиль! Иегова наш Бог — один Иегова», «Сторожевая башня Сиона», июль (переиздание, Питтсбург: «Сторожевая башня», 1919, с. 369) [Назад]
  7. А.Х.Макмиллан, «Вера на марше» (Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1957, сс. 78-80. [Назад]
  8. Ежегодник Свидетели Иеговы, 1975г, (Бруклин, «Сторожевая башня», 1974, с. 165) [Назад]
  9. Д.Рутерфорд, «Миллионы ныне живущих никогда не умрут», (Бруклин, Международная ассоциация исследователей Библии, 1920, сс. 89-90) [Назад]
  10. Карл Ф. Кляйн, «Иегова занят мною», журнал «Сторожевая башня», 1октября 1984. [Назад]
  11. В 1930г. в издававшемся сектой журнале «Золотой век» (с. 503) 1914 год был назван датой невидимого возвращения Христа, но без каких-либо убедительных аргументов. Новые хронологические формулы впервые были опубликованы в 1943 г. в книге «Истина сделает вас свободными». [Назад]
  12. Сегодня Свидетели Иеговы полагают, что их Общество никогда не предсказывало «конец» в 1975 году, просто некоторые излишне горячие члены ошибочно увидели в послании именно это. Официальные предсказания, тем не менее, хорошо документированы. См. например, статью под названием «Почему мы ждем 1975 год?» в журнале «Сторожевая башня», 15 августа 1968 года, сс. 494-501, в которой говорится: «Должны ли мы заключить из этого исследования, что битва Армагеддон окончится к осени 1975 года, и что с того момента начнётся долгожданное тысячелетнее правление Христа? Да, возможно, однако мы надеемся увидеть, насколько точно семитысячелетний период человеческого существования совпадает с тысячелетним правлением Христа, напоминающим праздник... Быть может, разница составляет недели или месяцы, но не год» (с. 499). Дополнительные ссылки см. в Index of Watchtower Errors (Гранд Рэпидс: Бэйкер Бук Хауз, 1990, сс. 106-110) [Назад]
  13. Джон Дарт, «Отступники ощущают гнев Свидетелей», «Лос-Анджелес Таймс», 30 января 1982, сс. 4-5[Назад]
  14. Ричард Н. Остлинг, «Судебное преследование Свидетелей», 22 февраля 198, с. 66 [Назад]
  15. «Исключение из членов организации — как на это смотреть?» журнал «Сторожевая башня», 15 сентября 1981, сс. 24 - 26 [Назад]
  16. «Представление коварных дьявольских замыслов», журнал «Сторожевая башня», 15 января 1983, с. 22 [Назад]
  17. Раймонд В. Франц, «Кризис сознания» (Атланта: Комментари Пресс, 1982, издание за 1992 г.) с. 40 [Назад]
  18. «В помощь комитетам Правления», журнал «Сторожевая башня», 15 апреля 1992, с. 31 [Назад]
  19. «Расширенная деятельность во время присутствия Христова», журнал «Сторожевая башня», 1 мая 1993, с. 15 [Назад]
  20. Там же, с. 17 [Назад]
  21. Там же [Назад]
  22. Эта цифра основана на количестве посетивших ежегодное «причастие» Свидетелей Иеговы, приведенном в журнале «Сторожевая башня» за 1 января 1993, с. 15. Причаститься разрешается только тем, кто считает себя принадлежащим к классу помазанников: 8 тысяч 683 человека из 11,5 млн. преломили хлеб и пригубили от чаши, в то время как остальные присутствовавшие лишь наблюдали за церемонией. [Назад]
  23. «Расширенная деятельность во время присутствия Христова». - с. 11 [Назад]
  24. Там же [Назад]
  25. Там же [Назад]
  26. Там же, с. 12 [Назад]
  27. Там же, с. 13 [Назад]
  28. Там же [Назад]
  29. Там же, с. 15 [Назад]
  30. Там же, с. 13 [Назад]
  31. Там же, с. 17 [Назад]
  32. «Откровение: великое событие грядет!» (Бруклин, Сторожевая башня, 1988), сс. 132 - 133 [Назад]
  33. «Расширенная деятельность во время присутствия Христова», с. 17 [Назад]
  34. Там же[Назад]
  35. Журнал «Пробудитесь!» за 22 июля 1993 — самый последний номер, который я использовал при написании этой статьи, но это утверждение появляется в каждом номере журнала, начиная с 8 марта 1988, с. 4 [Назад]
  36. «Пробудитесь!», 8 октября 1968, сс. 13-14 [Назад]
  37. «Спасение человека от разрушающего мира — рядом!» (Бруклин: Сторожевая башня, 1975), с. 7. «Истина, ведущая к вечной жизни» (Бруклин: Сторожевая башня, 1968), с. 95 [Назад]
  38. Франц, сс. 100-103, 130, 209, 228, 342 [Назад]
  39. Раймонд Франц, сс. 73, 96, 344, «В поисках христианской свободы» (Атланта: Комментари Пресс, 1991), с. 400 [Назад]
  40. Свежие примеры и иллюстрации из апокрифических учений, способных смутить Правление, можно найти в моей новой книге Jehovah’s Witnesses Literature, (Гранд Рэпидс, Бэйкер Бук Хауз, 1993) [Назад]