- Отрицание модализма
Поместная Церковь категорически отрицает какую-либо связь между учением Ли и модализмом, ссылаясь на то, что в своих публикациях они не раз разоблачали и отвергали как ересь «любую форму монархианистического модализма», а также принимали и подтверждали «исторические положения, содержащиеся в Никео-Царьградском Символе веры в отношении Троицы» (Ответы «знатоку Библии», том I, с. 23).
Отрицание исторического тринитарианства
Традиционное «историческое» богословие является тритеистским, по крайней мере, имплицитно, и огромное число обычных верующих являются в душе тритеистами. Неправильное прочтение тех частей Слова, в которых содержится откровение или указание относительно того, что Христос есть Дух, тоже может быть продиктовано скрытым тритеизмом. В действительности, упорное настаивание на том, что Христос не является Духом, а находится в Духе, может в некоторых случаях быть отчаянной попыткой защитить систематическое богословие, являющееся по своей сути тритеистским (Поток. Том 3, номер 1, с. 18).
«Три-Один»
Да, я верю в то, что если смотреть на это с одной стороны, с внешней, объективной стороны, то Христос и Дух — это двое. Однако если смотреть с другой стороны… Христос и Дух едины (Поток. Том 3, номер 1, с. 10).
«Триединый» означает «три-один». Что значит быть триединым? Это просто значит быть триединым. Никто не может объяснить этого. Это значит именно то, что значит. Это невозможно объяснить. Если это можно объяснить, то больше это не реально и не таинственно (Христос, раскрытый в Новом Завете. с. 17-18).
В вечности Отец возлюбил Сына. С одной стороны, Их двое — любящий Отец и Возлюбленный Сын, но при этом Они одно целое; с другой стороны, Они одно, но при этом их двое (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 15).
Внешне ортодоксальные высказывания
Бог есть единственный Триединый Бог — Отец, Сын и Святой Дух, — в равной мере сосуществующий и взаимоприсутствующий от вечности до вечности (Официальное исповедание веры ПЦ).
В Библии нигде не говорится, что сначала какое-то время существовал Отец, а затем Отец стал Сыном и Отец перестал существовать. Точно также нигде не говорится, что спустя какое-то время Сын, став Духом, прекратил Свое существование. Это ошибочное учение, это ересь. Она называется модализм (Поток. Том 1, номер 1, с. 10).
Модалистские высказывания
(1) Уитнесс Ли изображает Триединого Бога как одну личность.
Крестить людей во имя Триединого Бога — значит вводить их в личность Триединого Бога, чтобы они обладали органическим единством с божественной личностью (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 145).
Поскольку Святой Дух, святая «пневма», святое дыхание —это дыхание воскрешенного Христа и, более того, Сам Христос, вдохнувший Себя в Своих учеников, мы не должны ошибочно думать, что Христос и Святой Дух как его дыхание — это две отдельные личности (Поток. Том 3, номер 1, с. 9).
Отец, Сын и Дух не три отдельных личности и не три Бога; они — один Бог, одна реальность, одна личность… В имени божественной Троицы — вся итоговая сумма божественного Существа, равная Его Личности (Триединый Бог — жизнь для трехчастного человека, с. 54).
(2) Поместная Церковь определяет модализм как
«богословскую доктрину, утверждающую, что Отец, Сын и Дух являются не тремя вечно различимыми личностями в Божестве, а тремя временными модусами или способами деятельности, в которых Бог раскрывает Себя» (Поток. Том 3, номер 1, с. 17-18). Однако именно так Уитнесс Ли описывал Триединого Бога:
Подобным же образом, Бог, Христос и Святой Дух — один Бог, проявляющийся в трех лицах: Бог — это источник, Христос — выражение Бога, а Дух Святой — перенесение Бога во Христе в человека. Таким образом, три лица Троицы стали тремя последовательными этапами в процессе осуществления домостроительства Божия (Домостроительство Божие, с. 16).
…Любовь Отца, благодать Сына и общение Святого Духа — не три разные реалии, а три стадии одного и того же, которыми мы можем обладать и наслаждаться. Подобным же образом, Отец, Сын и Дух — не три Бога, но три стадии одного Бога, для нашего обладания и наслаждения им (О Триедином Боге, с. 27).
(3) В другой публикации ПЦ дала другое определение Троицы:
«Если вы говорите, что [Отец, Сын и Дух] „являются друг другом«, — это модализм. Если вы говорите, что божественные Лица взаимно обитают друг в друге — это надлежащее библейское понимание взаимоотношений между Лицами в Божестве» (Ответы «знатоку Библии», том. 1, с. 27). Однако в работах Уитнесса Ли есть и такие высказывания.
Не может быть более ясных и выразительных слов, говорящих, что Господь — это не только Сам Бог, но также и Отец. Он родился во плоти как младенец, но при этом Он — «Бог крепкий»; Он вошел во время как Сын; но при этом Он — Отец, находящийся в вечности. Иисус, ставший плотью — это Бог! Сын, вошедший во время — это Отец! Он наш Бог, и Он также наш Отец (О личности Христа, с. 17-18).
Наш Господь — это Святой Дух. Он есть Отец, но Он еще и Дух. Он — это все (О Триедином Боге, с. 19).
[Зах. 12:8] Господь Бог послал Самого Себя, чтобы быть Своим Ангелом. Если мы понимаем этот принцип, то у нас больше не будет вопросов о том, как Сын мог молиться Отцу, если Сын — это Отец. Молящийся и Слушающий молитву, Сын молящийся и Отец слушающий — это одно (О Триедином Боге, с. 24).
Святой Дух во мне, который во мне, и который помогает мне молиться, — это Господь, который на небе. Следовательно, Тот, кто молится внутри меня, — это Тот, кто слушает меня на небе. Эти двое тождественны друг другу (О Триедином Боге, с. 25).
Когда у человека есть Дух, у него есть и Сын; а когда у человека есть Сын, у него есть и Отец. Отец — в Сыне, а Сын — это Дух, который входит в нас для того, чтобы мы обладали и наслаждались Им как Триединым Богом. На словах их трое, но на опыте — только один (О Триедином Боге, с. 28).
Как Бог воплощен во Христе, так и Христос реализован в одном из трех лиц Троицы, в чудесном лице Святого Духа. Христос неотделим от Бога, и Святой Дух неотделим от Христа. Христос — проявление Бога, а Святой Дух — Христос, осуществившийся в действительности. (Домостроительство Божие, с. 21)
(4) Поместная Церковь изображает взаимоотношения между Лицами Троицы как последовательное превращение одного Лица в другое:
Итак, Евангелие от Иоанна ясно показывает нам, что Отец — источник всего, Сын — выражение Отца, а Дух — это вхождение Сына. В небесах, куда человек не может заглянуть, Бог — это Отец; когда Он выражен среди людей, Он — Сын; а когда Он входит в людей, Он — Дух. Отец был выражен среди людей в Сыне, а Сын стал Духом, чтобы войти в людей. Отец — в Сыне, а Сын стал Духом; эти трое — просто один Бог (О Триедином Боге, с. 11).
Подобным же образом, Бог, Христос и Святой Дух — один Бог, проявляющийся в трех лицах: Бог — это источник, Христос — выражение Бога, а Дух Святой — перенесение Бога во Христе в человека. Таким образом, три лица Троицы стали тремя последовательными этапами в процессе осуществления домостроительства Божия. (Домостроительство Божие, с. 16)
Патрипассианские высказывания
Отец послал Сына, и Сын сказал, что Пославший его был с Ним. Таким образом, воплощение Сына — это также воплощение Отца. Послав Сына, Отец не остался на небесах. Когда Сын вошел в утробу Марии, Отец был с Ним… Смерть Христа была не только смертью человека Иисуса, но и смертью Сына с Отцом посредством Духа (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 17, 19).
Перихоресис
Нам нужно быть людьми, наслаждающимися Отцом как источником Троицы. Он существует в трех направлениях. Он над всеми, через всех и во всех. Это означает, что Отец триедин. Фактически, Отец над всеми, Сын через всех, а Дух во всех. Это показывает, что триединый Бог воплощен в Отце, который также над всеми, через всех и во всех (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 72).
Эти основные стихи показывают, что воплощение было не только воплощением Сына, но и воплощением Отца и Духа. Вся божественная Троица воплотилась. Рождение Иисуса было рождением Триединого Бога. Он был законченным Богом и совершенным человеком, то есть Триединым Бого-человеком. Он был воплощенным Триединым Богом — Отцом, Сыном и Духом. Это воплощение было воплощением Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель, в которого мы верим, и которого приняли, — это чудесный Триединый Богочеловек (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 17).
Теперь Дух — это не только средоточие Отца и Сына, но также завершенность, сумма и совокупность завершенного, приготовленного Триединого Бога (Дальнейшие беседы о переживании божественного Духа и человеческого духа, с. 11).
«Сырой и приготовленный Бог»
До того, как процесс приготовления начался, все продукты сырые. После двухчасовой готовки продукты завершены в кушанья. До Своего воплощения Бог был «сырым», имея божественную, но не человеческую природу. Через воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение Бог был приготовлен и завершен. Теперь Он уже не сырой Бог, Он — завершенный и полный Триединый Бог с божественной человечностью, человеческим житием, всеобъемлющей смертью, мощным воскресением и необыкновенным вознесением. Это все составные части приготовленного и завершенного Триединого Бога (Триединый Бог — жизнь для трехчастного человека, с. 56).
Для того чтобы стать законченной и завершенной, Божественная Троица должна была пройти через процесс приобретения человечества как Своей составляющей части. Имея только божественность, Божественная Троица не была бы завершенным Триединым Богом. Чтобы стать завершенным и законченным Триединым Богом, Ему нужно было как человечество, так и божественность (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 58).
Бог сотворил человека с целью войти в человека, чтобы быть единым с человеком, сделать человека единым с Ним (Органический союз во взаимоотношении Бога и человека, с. 40).
Смерть Христа привлекательна и драгоценна. Она была необходима Триединому Богу для Его законченности и завершенности. Божественная Троица, конечно, всемогуща, но без этой прекрасной смерти Она не могла бы разрешить наши проблемы (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 58).
До тех пор, пока Триединый Бог не достигнет нашего духа, Он не прибудет к Своему пункту назначения. Чтобы достичь конечного пункта, Триединому Богу нужно было пройти через человеческое житие, смерть и воскресение (Триединый Бог — жизнь для трехчастного человека, с. 30).
Бог от вечности планировал согласно Своему сердечному желанию достичь цели слияния Себя с человеком. Бог во вселенной имеет одну эту волю: проникнуть в человека и слиться с ним. Его творение, искупление, освящение и все другие аспекты Его труда существуют ради одного этого намерения. Это единственное желание Его сердца во вселенной, это единственная цель и это основной принцип всего Его труда в Новом Завете (Опыт жизни, с. 182).
Святой город — это совокупная личность, и этой совокупной личностью является супружеская пара — приготовленный Триединый Бог и преобразованный трехчастный человек. Это — Дух и невеста, ставшие одним целым (Отк. 22:17). Божественность и человечество находятся в браке друг с другом, слиты друг с другом, чтобы стать одной сущностью. Святой город — эта совокупная личность — совокупный, великий Богочеловек (Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей, с. 58).
(,, стр )
Вопрос-ответ
Здравствуйте. Есть хорошая книга о свидетелях иеговы - "Свидетели иеговы. Некуда идти".
Здравтвуйте. Друг адвентист дал мне книгу "Великая борьба". Подскажите, в ней верно изл
What is the difference between "Subotniki" and seventh day adventists are they related?