Спасение язычников
Вопрос
Добрый день. Мне задали вопрос, на который я вижу ответ в любви Бога и Его справедливости (а не человеческой), но хотел бы услышать ответ от братьев, более изучивших Писание. Вопрос: "Как можно считать Бога справедливым и любящим, если даже в вопоросе доступа ко спасению, мы не в равных условиях? Например, мусульманская и христианская семья - у их детей разные возможности узнать евангелие. Что будет с теми, кто никогда не услышит Евагелие? Что об этом говорит Библия? Спасибо.
Ответ
Уважаемый Владимир,
То, как Вы задали свой вопрос, вызвало у меня определенное смущение. Мне показалось, что Вы несколько переоцениваете наши возможности или способности. С некоторыми изменениями Ваш вопрос для меня был похож на историю о потерянном доказательстве теоремы Пьера Ферма, которой он не указал на полях «Арифметики» (за неимением достаточного места), но сказал, что нашел «поистине чудесное доказательство», которое впоследствии почти четыреста лет пытались найти математики, жившие после него.
Как Вы и сами, наверное, знаете, Писание не дает прямого ответа на Ваш вопрос, поэтому экзегетика текста не сильно поможет в его разрешении. Следовательно, даже если мы будем изучать Писание больше, то вряд ли найдем новый, скрытый ранее текст, ясно отвечающий на Ваш вопрос.
С другой стороны, в Вашем вопросе содержится не один, а сразу несколько связанных вопросов, без ответа на который невозможно понять проблему в целом.
И еще одно мое замечание. Вы не находите, что сам по себе вопрос, заданный в такой форме, ставит под сомнение или справедливость Божью, или Его возможность спасать людей (Его божественность). Когда я рассуждал о нем, я понял, что только допуская одно из двух можно задать такой вопрос, возможно я был неправ.
Я понимаю, что примерно так задают вопросы многие люди. Часто критики христианства, перечисляя неразрешимы проблемы веры, во время публичных дискуссий, задают вопрос в такой форме, чтобы показать его парадоксальность. Подобно тому как раньше софисты указывали на ограниченность отстраненного знания: «Может ли Бог создать такой камень, который не сможет поднять?»
Поэтому, для того, чтобы не бороться с софизмом, но уже в современной форме, я попробую дать некоторые ответы в этом письме, и порекомендую Вам посмотреть нашу программу «Аргумент» от 22.10.2019, посвященную Вашему вопросу.
Если упростить мой ответ, то его можно свести к следующей формуле. Спасение, о котором мы знаем из Писания подразумевает обязательное наличие Спасителя. Конечно, если бы я был директором рая, то думаю, что впустил бы всех, но Господь распорядился иначе и создал не только рай, но и ад. Почему Он так сделал ни у кого, тем более у меня ясных полных ответов нет. Конечно ад символизирует бесконечную Божью справедливость, а не Его кровожадность, как думают некоторые, рай открывает для нас Его любовь и благость. Бог желает, чтобы спаслись все, поэтому делает путь спасения максимально доступным и открытым для всех (Сравните христианское учение о спасении по благодати с любым другим религиозным учением, требующим от человека измениться до совершенства или совершить какие-то почти бесконечные ритуалы, прежде, чем ему будет дана надежда на спасение. Поэтому в этом смысле другие религии просто не могут сравнится с христианством, ну, просто никак)
Что касается того, как получилось так, что люди рождаются и умирают в обстоятельствах, в которых они просто не могли встретить Христа, то тут есть глубокий вопрос. А все ли люди принимают Христа, даже, когда слышат проповедь о Нем, если не все слушавшие обращаются, то может быть и так, что те, кто не слышал о нем никогда и не обратились бы к Нему, даже если бы они услышали Евангелие? Конечно, это только предположения, но согласно т.н. «среднему знанию» Бог уже от сотворения мира предузнал, что будут те люди, кто не пожелает следовать за Ним. Нет, Он не заставлял их сделать такой выбор, но Он знал заранее, что эти люди по своей свободной воле совершат свой выбор не в Его пользу. (У.Л. Крейг сегодня развивает эту идею о среднем знании в связи со спасением вне Христа) И в соответствии с этим знанием Господь сотворил людей на земле каждого в своем месте: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». (Дн. 17:26-27)
Что касается т.н. «особых случаев», «то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:9)
К сожалению, даже этот мой ответ и полуторачасовая программа вместе взятые, не смогут полностью ответить на Ваш вопрос, поскольку он относится к категориям недоступным нашему разуму, видению или откровению. Такие вопросы недоступны нам, (по крайней мере в этой жизни), как и те, которые относятся к таким вопросам, как: почему несчастье произошло именно со мной? Как история отдельных людей, народов и стран связана воедино и связана ли вообще? Что такое духовная реальность? и так далее. Особенность этих вопросов в том, что они находятся на границе нашего религиозного познания или даже выходят за его границы.
Если в науке круг познания человека более ли менее ограничен его эмпирическими и аналитическими возможностями, то нам кажется, что в религии такого ограничения нет, но это не так. В познании Бога мы ограничены Его откровением и нашими аналитическими способностями его понять. А то, что выходит за границы нашего бытия чаще всего даже недоступно нашему внутреннему взору. Попытайтесь, например, представить бесконечность, но не простой луч света (это потенциальная бесконечность), а актуальную бесконечность, не имеющую ни начала ни конца, которая включает в себя одновременно всю полноту своих явлений (например, библиотеку, в которой уже существуют все возможные книги и никакой новой книги уже невозможно создать), и Вы увидите тщетность человеческого представления. Подобные сложности и ограничения есть и в вопросе, который задаете Вы. Мы их спрашиваем, но даже не представляем горизонтов, на которых они могут быть отвечены, поэтому это знание в его полноте остается для нас закрытым. Конечно, это не значит, что мы не имеем права их задавать, просто мы должны быть готовы к ответам, которые не вписываются в наш привычный мир.
Но что тогда мы можем знать? Мы можем быть уверены в том, что Господь не обманывает нас о Своем плане спасения, что Бог любит каждого и желает, чтобы все пришли к Его познанию, мы так же понимаем, что человек избирает путь не только к Богу, но и от Него и именно за это будет судим. Мы не знаем, как именно человек делает этот выбор, но если мы верим, что Бог справедлив, то знаем, что Он будет судить только то, что поддается осуждению и будет милосерден к Своему творению, поскольку любит его.
Нам открыты лишь некоторые горизонты настоящего бытия и будущего мира и из того, что мы знаем на основе Писания, мы понимаем, что должны проповедовать миру о Христе, совершать добрые дела и любить ближнего, надеяться на Христа в этом мире и в мире будущем, исполнять Заповеди и ожидать Его пришествия. Если же мы беспокоимся о мировой справедливости, то можем быть уверены, что Бог поступит справедливо и милосердно не только с нами, но и с теми, кто далеко от нас, ведь Он любит каждого человека, поскольку пострадал за каждого из нас.
Я буду Вам благодарен, если Вы напишите, помог ли хоть в чем-то мой ответ разрешить Ваши сомнения.
С уважением,
Вопрос-ответ
У логики есть три закона, которым всё подчиняется: А не есть не А; либо А, либо не А; А есть А Ка
Сейчас в христианстве есть два мнения по вопросу того кем были сыны Божии в 6 главе книги Бытия.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, актуален ли сейчас ветхозаветный закон о десятине? Десятина в в