Можно ли заниматься йогой?
Вопрос
Можно ли заниматься йогой, я имею ввиду упражнениями (для физического здоровья), не интересуясь самим учением? Или это взаимосвязано?
Ответ
Уважаемая Наталия,
Чтобы ответить на Ваш вопрос, следует пояснить, что такое йога.
Йога относится к «ортодоксальным» индийским религиозно-философским школам, которые признают жизнь после смерти, закон кармы и авторитет Вед. Йога является продолжением древнейшей философской школы – санкхьи. Основными целями учения санкхьи является осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации духовного роста дает сопутствующая санкхье йога. Говорят, что «классическая йога начинается там, где кончается санкхья».
«Несмотря на то, что в основном позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Однако в йоге вечный, всемогущий и вездесущий Ишвара не считается Творцом материального мира…
Своей целью йога ставит освобождение пуруши (души, духовного начала) и достижение мокши (освобождение от цикла перерождений), а это требует от человека духовной дисциплины. Например, система самосовершенствования раджа-йоги подразумевает восемь этапов:
1. Воздержание (яма) от неправедной жизни, лжи, лихоимства, половой жизни и стяжательства.
2. Соблюдение предписаний (нияма) – внутренней и внешней чистоты, довольства, укрощения страстей, размышления о духовном.
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием (пранаяма).
5. Направление сознания внутрь себя (пратьяхара) с целью подготовки физического тела к духовному опыту.
6. Сосредоточение (дхарана) внимания на объекте.
7. Созерцание (дхиана) объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижения сверхсознания).
На последнем, восьмом этапе пуруша обретает освобождение от телесных оков. В этом состоянии разум все еще может осознавать объект медитации на интуитивном уровне или же полностью абстрагируется от мыслительного процесса и растворяется в Абсолюте». (Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — с. 47-48)
Зная это, мы должны понимать, что йога — это не гимнастика, а, в первую очередь, религиозная практика, смысл которой заключается в том, чтобы подвести человека к определенному этапу духовного развития.
В нашей повседневной жизни мы достаточно часто видим приглашения на занятия йогой, и могу сказать, что ни разу не встречал настоящей йоги, лишенной своей духовной составляющей. А это значит, что Вам предлагают или обыкновенную гимнастику под видом йоги, или же, наоборот, духовное учение закамуфлированное под гимнастику. Если же Вам действительно предложат занятия классической йогой, то ответ на Ваш вопрос очевиден.
В любом случае стоит задуматься, какова цель занятий йогой. Если улучшение самочувствия, то существует немало других очень эффективных методик, не связанных с духовными упражнениями. Вы совершенно справедливо обеспокоены тем, что восточная религиозная практика неразрывно связана с занятиями йогой.
Если кто-то ищет духовного самосовершенствования, классическая йога нацелена именно на это, однако это путь вне Христа и без надежды на Его спасение. Человек встает на путь САМОсовершенствования. Для христианина такой путь неприемлем.