Коллективная ответственность
Вопрос
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что говорит Библия о коллективной ответственности?
Ответ
Уважаемый Сергей,
Достаточно сложно отвечать на такие общие вопросы, не понимая деталей, но я попробую предположить. Если Ваш вопрос связан с таким стихом как: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». (Исх. 34:6-7) то важно понимать, что он имеет прямую генетическую связь с «Декалогом» (Исх. 20:5) и предупреждает идолопоклонство, так сильно распространенное среди народов, окружавших еврейский народ. И действительно, идолопоклонство, как общественный акт затрагивает не только священника или левита, но и всех, кто участвует в этом обряде, поэтому понятен и гнев Бога, на тех, кто в этом участвует. Возможно, что такое участие в идолопоклонстве затрагивало не одно поколение, но и детей до четвертого поколения, поэтому наказание может говорить и об этом. Но скорее всего тут говорится не столько о страхе наказания, сколько о милости Божьей, потому что именно о милости главным образом говорится в Исх. 34:6 и для контраста приводится пример справедливого воздаяния всем поклоняющимся иным богам.
Коллективной ответственности, как мы ее привыкли понимать в нашей обыденной жизни, в Библии не существует, поскольку в Писании наказание выступает как юридический акт. Каждый человек будет отвечать перед Богом лично за свои поступки и тому мы видим подтверждение, в частности, в Иез. 18:20 «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». И буквально стихом выше дается исчерпывающее пояснение этому: «Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив».
Конечно, мы можем найти места в которых говорится, что Бог может наказать сынов «за беззакония отцов», но, если внимательно прочитать эти тексты, то Вы увидите, что и сами сыновья виновны перед Богом ни чуть не меньше своих отцов, см. Лев. 26:39 или Дан. 9:16 и т.д.
Даже, когда мы видим якобы коллективную ответственность в Откровении, в посланиях семи церквям, на самом деле там дается важное уточнение, что люди будут судиться не все «скопом», а каждый по тому, как был верен Богу: «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». (От. 3:4-5)
В тоже время мы должны помнить, что неправедная жизнь отцов приводит к еще более тяжелому состоянию их детей и лишь ухудшает их положение. Такое положение не лишает детей надежды, но заставляет отцов задуматься о последствиях своих действий перед Богом и перед своими потомками.
С уважением,