Источники о воскресении Христа и Новом Завете
Вопрос
Павел, благодарю вас за ссылку на статью о документарной теории.Вот это особенно интересное утверждение: "Поскольку Библия — религиозный документ, а потому носит религиозный характер, он наверняка написан пристрастно, т. е. текст виновен, пока не будет доказано обратное." Только я так и не понял почему ее сторонники перевернули все с ног наголову и постарались датировать пятикнижие 4 веком до н.э. К тому же, она явилась до археологических открытий, конечно стоило бы пересмотреть теорию в их свете, и в свете тех пяти вопросов о которой говорит автор лекции. Павел, пользуясь случаем спрошу о НЗ! Я знаю что у нас много рукописей и много внебиблейских свидетельств и считается ранняя устная традиция который Павел написал в 15 главе к Коринфянам а так же История страстей Христа евангелия от марка, тоже считается устной традицией, но как ученые установили это, и к тому же если у нас есть рукописи 2 века и, кажется самое раннее около 120 года н.э., тогда как мы можем доказать что НЗ на самом деле написан от 15 до 60 лет после Воскресения? И можем ли мы доказать что Апостолы и правда существовали, знаем ли мы о них из других источников, как например о Христе? Действительно апостолы не могли придумать Воскресение может был " кто то " кто написал пророчества или каким то образом провел обман века и заставил Апостолов поверить во Воскресшего? Может и иудеи и римляне, кто то из них был вовлечен в это? Хотя, и доказательств этого ,кажется тоже нет. Благодарю!
Ответ
Уважаемый Imperius,
Вопросы, которые вы поднимаете очень хорошо изложены в работе Томаса Райта «Воскресение сына Божьего», ББИ, 2011 г. На английском языке существую и более полные работы, но на русском сейчас это одна из лучших книг по теме воскресения Иисуса Христа, пожалуйста, обратите на нее внимание.
Что касается Ваших вопросов о времени написания книг Нового Завета, то вполне хорошее обобщение есть во второй главе «Источники» у митрополита Илариона (Алфеева) в книге «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга I. Начало Евангелия». Там приведены не только аргументы "за", но и критика против раннего написания Евангелий, в частности. Прочитав это исследование, Вы сможете убедиться в том, что традиционное представление о раннем написании текстов имеет гораздо больше подтверждений и свидетельств, чем попытка оттянуть происхождение новозаветных текстов на второй век от Р.Х.
Немало фактического материала можно подчерпнуть и в книге Брюса Мецгера «Канон Нового Завета» (вообще, советую обратить внимание на тексты этого автора: http://esxatos.com/files/metzger)
С уважением