Власть верующего и прощение грехов
Вопрос
Сегодня услышал такое учение из уст пастора одной церкви. Начал он с евангелия от Иоанна 20.23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. и объяснял этот стих он таким образом, у нас есть власть, у нас есть духовная власть, прощать людям все их грехи, при этом речь шла не только о грехе против меня лично, но и том что можно и нужно прощать грехи всех людей, на мой вопрос как я могу простить грех человека которого не знаю, не знаю какие грехи он совершил и все его грехи между ним и Богом, как я могу прощать? пастор ответил, что нам дана такая власть как ученикам прощать все грехи. На мой взгляд, это уже граничит с желанием занять место Бога. В связи с этим, известно ли Вам такое учение? что на самом деле значит от Иоанна 20.23? и что значит власть верующего есть такое понятие в библии? спасибо
Ответ
Здравствуйте, Алексей,
к популярному нынче понятию "духовной власти" (она же "власть верующего") следует относиться с огромной осторожностью, поскольку на практике происходит подмена этой вымышленной властью человека рельной власти Вседержителя. Некоторые современные учителя утверждают, что Бог передал всю власть на земле человеку, а потому только человек своей верой и своим исповеданием способен определить собственную судьбу и собственное положение в мире, в то время как Бог "не имеет права" вмешаться в земные дела без позволения человека. Таким образом, центром мироздания и средоточием власти становится воля грешного и немощного человека!
На самом деле, Новый Завет говорит о власти верующих лишь в трех смыслах:
- о власти "быть чадами Божьими" (Ин. 1:12);
- о власти "изгонять бесов и врачевать болезни", которую Господь дал конкретно двенадцати апостолам, когда посылал их на служение еще при Своей земной жизни (Мк. 3:15);
- о власти "обличать, запрещать, увещевать", а также находиться на материальном содержании общин, которую имеют пастыри над паствой (2 Кор. 10:8; 1 Кор. 9:18), и которая не является абсолютной (1 Кор. 9:18; 1 Пет. 5:1-5).
Очевидно, что ни о какой суверенной и абсолтной власти верующих речь не идет. Более того, греческое слово exousia, обычно переводимое в Синодальном переводе словом "власть", в зависимости от контекста может также означать "право" или "авторитет".
Что касается толкования текста Ин. 20:23, разные конфессии не целиком единодушны в этом вопросе. Однако весомых причин понимать текст иносказательно нет -- Господь действительно дает Своим ученикам право прощать и оставлять грехи. В то же время представляется очевидным, что речь идет не об искуплении грехов, которое мог совершить только Иисус Христос, а о служении возвещения прощения грехов, купленного для всех людей смертью и воскресением Сына Божьего. Иначе говоря, мы либо объявляем раскаявшимся верующим прощение грехов от имени Христа, либо объявляем нераскаявшимся и неверующим, что на них пребывает гнев Божий. С лютеранской точкой зрения по данному вопросу можно ознакомиться в книге Д. Т. Мюллера "Христианская догматика" (с. 508-515).