Не поддающаяся проверке легенда о проповеднике начала XX века, воскресившем из мертвых 14 человек
Рассказывают, что, когда в 1947 году скончался Смит Уигглсворт, врачи обнаружили у него стертые кости коленных суставов. Впоследствии другие люди нашли у него дома, в деревянном полу угловой комнаты, две вмятины сантиметрах в 20-30 друг от друга. Говорили, что Уигглсворт проводил на этом месте много времени в молитве.
Правдива ли эта история? Кто знает. Но это часть легенды Уигглсворта, человека, который, как говорят, исцелил бесчисленное множество больных, а 14 человек воскресил из мертвых.
Бывший водопроводчик, ездивший по всему миру с проповедями, Уигглсворт был одним из ключевых ранних проповедников пятидесятничество, последователей которого в некоторых кругах называют «святыми катальщиками» — из-за поведения ранних приверженцев, которые иногда в буквальном смысле катались по земле в духовном экстазе. Сегодня останки Уигглсворта служат важным источником вдохновения для нынешнего пятидесятнического движения, и существует два ли не целая отрасль кустарной промышленности, торгующая сочинениями и биографиями Уигглсворта. Он сыграл большую роль в становлении одного из самых характерных аспектов пятидесятничества — говорении на иных языках.
Некоторые, возможно, удивятся, узнав, что эта практика, вроде бы зародившаяся на юге США, своей популярностью отчасти обязана англичанину. Или что возложение рук на больных, которое практиковал Уигглсворт, было не совсем привычным — его исцеления могли быть невероятно грубыми.
Уигглсворт родился в 1859 году в английском графстве Йоркшир, в бедной семье, впоследствии выучился на водопроводчика и в 1882 году взял в жены Полли Фетерстоун. По меньшей мере одна история гласит, что первые свои исцеления он совершал над самим собой. Устав принимать соли для облегчения проблемы с геморроем, он помазал сам себя маслом и помолился. Геморроидальные узлы исчезли.
В 1907 году, по собственному признанию, он впервые заговорил на языках и следующие шесть лет занимался созданием церкви в Йоркшире, именуемой «Миссией на Боуленд-стрит». В 1913 году скончалась его жена Полли. В следующем году Уигглсворт впервые посетил США, положив начало своему международному служению, благодаря которому со временем объездил весь мир.
Однако настоящей визитной карточкой Уигглсворта было то, что в современном пятидесятничество практически утрачено: исцеление, которое в его конкретном случае представляло собой сочетание молитвы и грубости. Уигглсворт был убежден, что любая болезнь — это буквальное присутствие дьявола в человеке, а это означало, что помимо молитвы часто нужно требовалось и физическое воздействие. Подобных историй множество: случай, когда Уигглсворт ударил в живот человека, страдавшего раком желудка, случаи, когда он яростно тряс лежавших на смертном одре, или гораздо более распространенные случае, имевшие место перед множеством зрителей, когда исцеление отчасти зависело от хорошей увесистой плюхи.
«Его представление о молитве за больных как акте духовной войны помогает объяснить его грубость в обращении с людьми в начале карьеры, — писал боголов-пятидесятник Гэри Б. Мак-Ги. — Он считал, что, ударив человека в больное место, на самом деле бил сатану. Хотя некоторые говорили, что в результате исцелились, иногда люди предпочитали не называть конкретно место, которое у них болит».
Возьмем, к примеру, такой репортаж из газеты Foursquare Crusader, одного из первых пятидесятнических периодических изданий, в котором есть описание выступления Уигглворта на богослужении в лос-анджелесской церкви Angelus Temple в июле 1927 года.
Когда этот человек молится за больных, он сразу переходит к делу. Он срывает с себя пиджак и закатывает рукава. Воздев руки к небу, он кричит: «Вы готовы?» Услышав одобрительный ответ, он «возлагает руки на больных» и молится: потом, сопровождая свои слова круговым движением руки над пораженной частью тела или звонким, отчетливо слышимым во всем зале шлепком, он провозглашает, что они «свободны» и велит им нагнуться вперед-назад или пробежаться взад вперед по залу в зависимости от ситуации. Его методы зрелищны, жестки и зачастую вызывают смех, но результат, судя по всему, оправдывает средства, поскольку в конце служения, когда он просит встать тех, кто был исцелен, на ноги вскакивают буквально сотни людей.
Вот еще один репортаж — о том, что случилось в декабре 1934 года в Вашингтоне, — опубликованный в журнале Redemption Tidings:
Прямо перед началом встречи мы заметили, как вошла одна молодая девушка с костылями. Ее поддерживали мужчина и женщина. Ее ноги просто болтались, а ступни свисали вертикально. Было похоже, что ниже пояса ее тело безжизненно и бессильно. Ей уступили место на первом ряду. Когда прозвучало приглашение к спасению, девушка попыталась выйти вперед с помощью своих спутников. Брат Уигглсворт, увидев ее движение, сказал: «Оставайся на месте. Когда ты покинешь это место, будешь совсем другой девушкой». Покончив со всем остальным, брат Уигглсворт повернулся к девушке и, когда ему рассказали о ее беде, сказал людям: «У этой девушки нет мышц в ногах; она до сих пор никогда не ходила». Он возложил ей на голову руки, и помолился, и закричал: «Во имя Иисуса Христа, ходи!» Взглянув на нее, он сказал: «Тебе страшно, не так ли?» «Да», — ответила она. «Не нужно бояться. ты исцелена! — воскликнул он. — Иди! Иди!». И, слава Богу, она пошла — как ребенок, только учащийся ходить! Таким характерным образом она дважды прошла по всей сцене! Слава Богу! Когда мы покинули комнату, ее костыли лежали на кресле, и, дойдя до тротуара, мы увидели, что она стоит, как и остальные, разговаривая с двумя подругами.
Зачастую исцелений было слишком много, чтобы описывать их в таких подробностях. Возьмем, к примеру, такое описание в журнале Pentecostal Evangel за 1935 год:
Мужчина с раковыми опухолями на лице и руках был исцелен почти мгновенно. Женщина, 17 лет страдавшая грыжей, получила полное освобождение. Мужчина, 8 лет страдавший астмой, был мгновенно спасен и исцелен. Женщина была исцелена от глухоты и впоследствии ясно слышала.
Что здесь происходит? Конечно, во многих случаях это сложный эффект плацебо, но имеет место и старый добрый маркетинг. Почти все ранние публикации, в которых говорилось о деяниях Уигглсворта (включая и три процитированных выше), имели своей целью привлечь новых людей в зарождавшееся пятидесятническое движение, которое несколько десятилетий спустя станет более знакомым для американцев, благодаря таким телепроповедникам как Джим Бэккер, Пол Крауч и Джими Сваггарт.
В те дни, когда еще не было сотовых телефонов с камерами, достоверность рассказов об исцелении верой ограничивалась лишь вашим воображением. Был ли Смит Уигглсворт особо одаренным Божьим посланником? В точности сказать трудно, но никаких доказательств обратного не было.
Исцеление верой также может быть мощным фактором привлечения. Со временем Уиггслворт распространил свою деятельность на Австралию, Индию, Швейцарию и Финляндию, не считая множества других мест, зачастую выступая перед тысячными толпами. Слава шла за ним по пятам, хотя консервативная пресса чаще всего игнорировала его собрания, а это означало, что объективных наблюдателей было очень мало. Лучшие биографии Уигглсворта написаны им самим и Стэнли Фродсхэмом, его другом, а впоследствии биографом, чья книга Smith Wigglesworth: Apostle of Faith («Смит Уигглсворт: апостол веры»), увидевшая свет в 1948 году, легла в основание легенды Уигглсворта.
С тех пор жизнеописаний появилось множество, хотя многие авторы занимались, как выразился один исследователь, «откровенным и бессовестным приукрашиванием».
Уигглсворт не был в состоянии исцелить всех окружающих. В первые годы многие пятидесятники отвергали современную медицину, взамен вверяя свое здоровье Богу, и Уигглсворт ничем от них не отличался. Вероятно, как следствие этого, в его жизни присутствовали некоторые заболевания, справиться с которыми не смогли никакие молитвы, — например, глухота его дочери и его собственная борьба с камнями в почках.
И конечно, он не смог предотвратить собственную смерть в возрасте 87 лет. Он умер 12 марта 1947 года в Англии, во время похорон близкого друга. Так, во всяком случае, гласит легенда.