Массовый исход мормонов? Статистика СПД рисует другую картину
Тысячи людей собрались, чтобы выразить свое неудовольствие изменениями в правилах, касающихся детей однополых пар.
Объективы камер рассказывают поразительную историю упадка мормонизма — так, во всяком случае, настаивают многие наблюдатели.
Фотографии мормонов, собравшихся en masse, чтобы официально и открыто выйти из церкви, — а также видеокадры, крутящиеся по всему миру, — создают впечатление, что церковь СПД переживает неимоверный, даже беспрецедентный исход.
Если верить подсчетам церкви СПД, проблема с этими видеосюжетами заключается в том, что они искажают реальную картину. Хотя этот уход действительно представляется большим событием вовлеченным в него людям, их общее количество остается относительно скромным в масштабах одной из самых быстрорастущих религий мира.
Признаки начинающегося исхода мормонов начали множиться после того, как в ноябре 2015 года эта религия, штаб-квартира которой находится в штате Юта, приняла новые правила, которые называют однополые пары «отступниками» и отказывают их детям в религиозных обрядах благословения детей и крещения, пока детям не исполнится 18 лет. Последовала вспышка возмущения, принявшая форму новостных репортажей, отречений в Интернете и писем местным епископам СПД.
Адвокат Марк Ногл, бывший мормон из г. Саут-Джордан, штат Юта, утверждает, что за прошлый год он лично передал церкви СПД 12,5 тысяч писем от мормонов с просьбами удалить их имена из членских списков. Ногл говорит, что запросы к нему поступали из большинства американских штатов, а также из Японии, Новой Зеландии, Таиланда, Франции, Германии, Великобритании и Южной Африки, и этот список неполон.
«И есть еще гораздо больше людей, — говорит он, — которые говорят мне, что в моих услугах не нуждаются», что они знают, как отказаться от членства в церкви без его помощи.
Церковь СПД признает, что количество таких просьб периодически то растет, то идет на убыль, объясняет представитель церкви Эрик Хоукинс, однако «число людей, которые просили вычеркнуть свои имена из церковных записей, на протяжении более 20 лет подряд, включая 2015 год и первые восемь месяцев 2016 года, составляло менее 0,1% (меньше одного человека из тысячи)».
Это означает, что из 15634199 членов, о которых Церковь Иисуса Христа Святых последних дней сообщила в апреле этого года, ее ряды уже покинули или еще покинут менее 15634 человек. Это число бледнеет в сравнении, скажем, с 257402 новообращенных, присоединившихся к церкви СПД в 2015 году.
По словам Хоукинса, другие «важные показатели» также свидетельствуют о постоянном уровне «активности таких взрослых членов церкви, как получившие эндаумент члены церкви с действующим храмовым листом и те, кто платит десятину полностью».
В электронном сообщении он пишет, что в том же периоде «рост продолжился».
Рост в низовых структурах
Живущий в штате Колорадо специалист по демографии мормонов Мэтт Мартинич говорит, что сведения из независимых источников подтверждают справедливость оценки размеров исхода, данной церковью. «Это соответствует тому, что показывают наши исследования трендов выхода из церкви», — говорит Мартинич, сотрудничающий с сайтом cumorah.com.
Конечно, тот факт, что имя человека значится в списках, не означает, что он сидит на церковной скамье. По оценкам Мартинича, «активные» мормоны составляют около 40% из 6,5 млн. членов церкви СПД, проживающих в США. За пределами США доля «активных» мормонов падает до 25%, а в среднем по церкви СПД она составляет 30%. Таким образом, миллионы членов церкви, все еще остающиеся в списках, не участвуют в жизни церкви, но и не покидают ее ряды.
Доказательством того, что количество членов церкви СПД не уменьшается, говорит Мартинич, можно считать тот факт, что размер общин остается неизменным или даже слегка увеличивается. Поскольку церковь СПД доверяет руководство общинами (приходами) ревностным добровольцам, если эти показатели идут вверх, значит, в той местности присутствует больше активных членов церкви.
Но даже при этом руководство СПД скорбит о потере каждого члена.
Они «не хотят видеть, как кто-то уходит из церкви», — говорит Хоукинс. «Мы должны и дальше проявлять к ушедшим любовь и уважение, и мы окажем теплый прием всем, кто захочет вернуться».
Некоторые возвращаются.
Два года назад Аарон Браун сотрудничал с мормонской общиной в Сиэттле, пытаясь восстановить контакт с гомосексуалистами и лесбиянками, которые оставались в списках членов церкви. Некоторые из них редко бывали на церковных собраниях. Местные руководители побуждали всех таких членов церкви прийти на собрание — никакого давления, никаких вопросов, никакого осуждения, одной любовью.
С тех пор как правила в отношении гомосексуалистов были преданы гласности — это произошло 5 ноября 2015 года, — в одном из приходов, относящихся к колу Брауна, примерно две трети из полутора десятков гомосексуалистов, регулярно посещавших собрания, перестали ходить в церковь, а мормонов традиционной ориентации ушло еще больше. Часть последних, как стало известно Брану, постепенно возвращается.
«Трудно сказать наверняка, сколько людей ушло из-за новых правил, и для скольких уход будет временным, а не окончательным, — говорит Браун. — Но даже у многих оставшихся, как я подозреваю, взаимоотношения с церковью изменились навсегда».
Возвращение
Гордон Таннер, вот уже почти десять лет занимающий пост президента кола СПД в г. Редмонд, штат Вашингтон, говорит, что большую часть этого времени сталкивался лишь с несколькими случаями добровольного ухода из церкви в год. Однако за последние 12 месяцев с просьбой об изъятии своих имен из членских списков обратились 15 человек — некоторые по собственной инициативе, а некоторые в результате периодической проверки списков.
Время от времени Таннер просил своих клерков тщательно проверить записи и выяснить, не хочет ли кто-нибудь из переставших посещать собрания изъять свое имя из списков.
«По большей части, для них проблема заключается не в интеллектуальном несогласии, — добавляет Таннер. — Они говорят: „Просто это больше не моя церковь“».
Что касается членов церкви, подвергнутых церковному наказанию (в отличие от тех, кто просил изъять его имя из списков), большинство из них отлучают, лишают членства или ставят на замечание за такие безнравственные поступки, как прелюбодеяние.
Таннер отказался поделиться конкретными случаями или конкретными причинами для церковных наказаний, поскольку эти решения конфиденциальны, но отмечает, что из 14 человек, подвергнутых наказанию на уровне кола, 11 впоследствии вновь были крещены.
Некоторые из тех, кто уходит из церкви или теряет свои членские привилегии, «не возвращаются», говорит он: «Что-то довело их до такого решения».
Однако многие другие жаждут вернуться в «полное общение» со Святыми последних дней.
«Я обычно говорю им, что это процесс, посредством которого они могут примириться с Богом, — говорит Таннер. — Они должны радостно принять возможность перезагрузки, иногда трудной перезагрузки, иногда легкой, но оно всегда того стоит».
Один мормон, отец семейства из Сентервилля, хорошо знает это чувство. Его отлучали и вновь крестили дважды. В первый раз это случилось вскоре после того, как он вернулся после двухлетнего миссионерского служения, — тогда от него забеременела подружка. Девушка родила ребенка, но они так и не поженились. Однако она убедила его покаяться и вернуться в церковь, что тот с готовностью и сделал.
Однако со временем их отношения разладились, и Синдей (он просил называть его лишь вторым именем, поскольку речь идет о чувствительных моментах) начал «гоняться за юбками, играть в азартные игры и пьянствовать». Руководство СПД вновь его отлучило.
Сидней поступил на службу в финансовое агентство и считал, что имеет право питать враждебные чувства к церкви своего детства, потому что мормоны, в том числе епископы, его не захотели понять, отказались с ним общаться и даже облапошили его.
В конце концов, в январе 2015 года раздался стук в дверь. Это оказался его друг-мормон с предложением «благословить» Сиднея, то есть помолиться конкретно за него. Потрясенный бывший мормон согласился, и гость попросил Бога облечь Сиднея своей любовью. В тот момент Сидней вновь испытал духовное пробуждение. Три месяца спустя он признался в своих грехах мормонскому епископу и получил разрешение креститься повторно. Теперь он ведет еженедельное изучение Писания и чувствует себя возродившимся.
«Если какие-то церковные руководители кого и обидели, то меня. Но это никак не связано с моими взаимоотношениями со спасителем и моим Небесным Отцом, — говорит он. — Я хочу быть членом церкви и жить правильно».