Многоженство продолжает существовать в мормонских храмовых обрядах
Хотя многоженство официально запрещено Церковью СПД вот уже больше ста лет, истина и действительность для многих современных женщин-мормонок на самом деле куда сложнее. Я — одна из таких женщин.
Одна из главных жизненных целей для мормонов — то, чему наших детей учат с момента, когда они в 3 года переступают порог Воскресной школы, — стремиться к храмовому браку, или «запечатыванию». Для мормонов запечатывание — нечто гораздо большее, чем красивый обряд в одном из наших уютных храмов; это брак «на время и на вечность», и он не заканчивается со смертью. Считается, что участники обряда вступили в брак, или были запечатаны, навсегда.
Но что происходит, когда они разводятся? Или один из них умирает? Или больше не хочет быть запечатанным к своему супругу?
Все становится сложнее. Намного, намного сложнее.
Я присоединилась к Церкви СПД уже взрослой, будучи женой и материю. Мой первый брак через несколько лет закончился печальным разводом, и я оказалась с тремя маленькими детьми на руках, одна, гадая о том, какое место мне отведено в нашей сосредоточенной на вечности церкви. Я спросила наших местных руководителей, можно ли запечатать моих детей ко мне; к тому времени я уже бывала в храме, но мы с бывшим мужем так и не были запечатаны друг к другу, а мои дети не родились в Завете.
Руководители были очень милы и заботливы, но им пришлось сказать мне, что ко мне, достойной и незамужней, запечатать моих детей невозможно. Во время этих болезненных переговоров меня снова и снова уверяли, что любящий Бог как-нибудь со всем разберется, и что мне не следует волноваться о частностях.
Присутствие на многочисленных беседах и занятиях в церкви, посвященных вечной семье, стало для меня испытанием верности и терпения и перемежалось печалью и разочарованием. Сомневаюсь, что средний член церкви осознает, как часто мы заостряем внимание на запечатанных семьях.
Несколько лет спустя я встретила чудесного мужчину-мормона и вышла за него замуж. Для того, чтобы все наши дети смогли принять участие в бракосочетании, мы решили устроить гражданскую церемонию, которую провел в приходской часовне наш епископ, и собирались обратиться за разрешением на запечатывание по окончании обязательного годичного испытательного срока. Нас обоих это устраивало, епископ нас всячески поддерживал, и мы приближались к цели.
Мы предполагали, что мой муж попросит об аннулировании его запечатывания к первой жене. Мы читали, что аннулирование никак не скажется на его детях от первого брака, поскольку никаких благословений они лишены не будут. Поскольку я никогда не была запечатана, мне аннулирование не требовалось.
Но тут начались неожиданности.
Как правило, церковь не аннулирует запечатывание мужчин. Женщины должны получить аннулирование, но здравствующие мормоны могут быть запечатаны к нескольким здравствующим женщинам сразу — и это происходит сплошь и рядом. Сегодня. В 2016 году.
После смерти или развода в запечатанном браке запечатывание остается в силе. Для того, кого смерть разделила с любимым супругом, это, безусловно, является большим утешением. Но как быть с разводом? После гражданского развода ничего в храмовом запечатывании не меняется. По законам штата участники разведены, но по-прежнему остаются запечатанными «на время и на вечность» по церковным законам. Запечатывание остается в силе, и оба супруга по-прежнему связаны навеки.
Если разведенная в гражданском порядке женщина-мормонка желает вновь выйти замуж, и ее новый возлюбленный — член Церкви СПД, она может подать прошение об «отмене» первого запечатывания, чтобы иметь возможность быть запечатанной к новому супругу. Часто эту просьбу удовлетворяют, и женщина получает возможность быть запечатанной к мужу №2. При жизни она не может быть запечатана к нескольким мужчинам сразу. Если муж №2 не является членом церкви СПД, и женщина не может быть запечатана в новом браке, с точки зрения закона она будет женой мужа №2, но по-прежнему будет запечатана к мужу №1.
И вот, что шокирует больше всего: если у этой женщины и мужа №2 будут дети, они родятся в «Завете» и по рождению будут запечатаны к мужу №1, даже если не имеют к нему никакого отношения. Нетрудно догадаться, почему женщин, сталкивающихся с такой возможностью, это удручает.
Но на самом деле все еще хуже.
Если получивший гражданский развод запечатанный мужчина хочет жениться вновь, и его новая возлюбленная является членом Церкви СПД, он просит «разрешения» быть запечатанным к новой жене — но первое запечатывание при этом не отменяется. Это длительный процесс, в ходе которого запрашивается мнение первой жены (по Закону Сары). Мужчина может подать прошение об отмене своего первого запечатывания, но если его жена не выходит замуж вновь в храме, в этом прошении почти всегда отказывают.
Получив разрешение, здравствующий мужчина может быть запечатанным в храме со второй здравствующей женщиной. Юридически он женат только на одной женщине, но согласно церковным записям, он запечатан уже к двум (или более) здравствующим женщинам. Все дети любой из двух запечатанных к нему жен «рождены в Завете» с ним, и запечатываются к нему.
Нам стало ясно, что, несмотря на отчетливо высказанное моим мужем пожелание, он по-прежнему будет запечатан со своей первой здравствующей женой. Если он захочет быть запечатанным ко мне, своей единственной законной жене, мне придется согласиться навсегда стать частью полигамной семьи.
Что это значит для современных мормонов? Это значит, что сегодня здравствующих мужчин запечатывают с несколькими здравствующими женщинами. Точка.
Это порождает много сложных вопросов.
Почему отказывают членам церкви, подающим прошения об аннулировании? Одиноких женщин, которые спрашивают о запечатывании, регулярно заверяют, что им не о чем беспокоиться. Это наводит на мысль, что запечатывание необязательно. При этом мужчинам и женщинам, которые просят об аннулировании, говорят, что запечатывание достаточно важно, чтобы их лишили свободы выбора, и они были вынуждены оставаться запечатанными к своим прежним супругам, которых больше не хотят и не любят, а в некоторых случаях — даже после того, как они сочетались браком вновь.
Так как же на самом деле? Действительно ли это самое важное дело в жизни? Действительно ли оно настолько важно, что нас лишают права на свободу выбора — самую важную догму мормонского богословия? Или же все это ерунда, нам следует перестать поднимать бучу и позволить Богу все исправить, когда мы умрем? И то, и другое не может быть правдой. Это учение не может быть самым важным делом в нашей жизни и одновременно пустяком в зависимости от аудитории.
Что такое запечатывание, и чем оно не является? Точно ли запечатывание — это нечто отдельное от бракосочетания? Если так, четко обозначить важность и раздельность этих форм взаимоотношений необходимо для того, чтобы верующие люди лучше понимали суть вопроса.
Во главе нашей церкви стоят пророки, провидцы и носители откровения. Задать эти вопросы нашим духовным лидерам совершенно логично. Когда мы просим об аннулировании, и нам без объяснений отказывают, руководство нашей церкви вынуждает нас жить в соответствии с богословием, которое мы на словах оставили более ста лет назад. Мы ищем у них разъяснений, но тишина, которую слышим в ответ, оглушительна.