Не превращается ли американское христианство в культ фитнеса?
Уже многое было написано о культе, сложившемся вокруг КроссФита — обретшем широчайшую популярность новом виде фитнеса. Но, возможно, КроссФит — это не секта. Может быть, это новая религия.
КроссФит — это философия фитнесса, бренд, а также сеть аффилированных спортивных залов. Кроме того, это субкультура, которой маниакальное дружелюбие и внутреннее ощущение принадлежности к клану придают налет сектантства.
Полистайте цифровые страницы лучших американских газет, и вы найдете упоминания о секте (или это больше похоже на церковь?) КроссФит, которая привлекает в свои ряды «любителей боли». Ее называют либо обычной программой промывки мозгов, либо полноценной сектой, пичкающей своих членов отравой.
В словах критиков есть доля правды: в залах КроссФита действительно возникают плотно сколоченные общины, более всего напоминающие пустынные мормонские секты. Кросфиттеры занимаются в группах, подчиняясь указаниям благожелательного тренера. Их разговоры пересыпаны странными клубными жаргонизмами, и они устраивают специальные сессии в память о товарищах, павших в бою (КроссФит особенно популярен в американской армейской среде).
Кроссфиттеры могут купить одежду, изображения на которой эксплуатируют эту тему — например, футболку с надписью: «Как секта, только без зловещего лидера» («Like a Cult, Without the Creepy Leader».) В штате Коннектикут есть даже зал, который называется «Религия КроссФит» (CrossFit Religion). Владельцы заверили меня, что это название носит насмешливо-иронический характер; в качестве девиза они выбрали фразу «In WOD We Trust», в которой обыгрываются девиз США «In God we trust» («Мы верим в Бога») и английская аббревиатура, означающая «тренировка дня» (WOD, «Workout of the Day»).
С 2000 года масштабы увлечения КроссФитом выросли с одного зала в г. Санта-Круз до примерно 10 тыс. по всему миру. По словам Джими Летчфорда из компании CrossFit , Inc., к бренду ежедневно добавляются 10-15 залов. Подобно ортодоксальным синагогами или христианским общинам третьего столетия, КроссФит распространяется без централизованного управления; залы — это не франшизы, а независимые партнеры.
Можно себе представить, с какой завистью смотрят на рост КроссФита настоящие религиозные группы. Количество членов церквей сокращается, поколение 2000-х не проявляет интереса, и, если вспомнить известное заявления гарвардского социолога Роберта Путнама, сделанное в начале прошлого десятиления, история реальной общинной жизни в США, возможно, миновала переломный момент. Тем временем, КроссФит взялся за относительно единоличный мир силовых упражнений и гимнастики и превратил его в мечту коммунара.
Однако религиозные группы начинают подтягиваться. Удивительная особенность КроссФита в том, что он имеет религиозный (в широком смысле) вид. И религия в Соединенных Штатах — в частности, некоторые течения протестантизма — начинает во многом напоминать КроссФит. «По всей стране общины приводят людей в хорошую физическую форму с помощью широко рекламируемых, основанных на религиозных убеждениях программ», — писал в прошлом году в журнале Christianity Today Лесли Лейланд Филдс. Церкви открывают тренажерные залы и запускают программы похудения. Есть даже одна консалтинговая компания, которая специализируется на том, что помогает церквям открывать спортивные залы.
Когда в 2011 году по инициативе пастора мегацеркви Рика Уоррена верующим предложили сесть на диету, в первый же день записались более 12 тыс. человек. «План Даниила», как Уоррен назвал свою программу питания, представляет собой некий усыпанный цитатами из Библии вариант программы «Анонимные Обжоры», участники которой часто объединяются в маленькие группы поддержки. Ссылаясь на результаты изучения социального поведения людей, сайт, посвященный «Плану Даниила», объясняет: «Общество обладает гораздо большей способностью изменить наше здоровье в целом, чем любой врач и любая клиника».
В декабре Джесси Джеймс ДеКонто писал в Christian Century, что многие христианские группы и церкви берут названия наподобие «Команда потеющих овец» («Team Sweaty Sheep») и объединяют богослужения с утренней пробежкой. Эти мобильные верующие, по словам ДеКонто, становятся частью «волны церквей, которые делают физические упражнения частью своего служения».
Некоторые христиане непосредственно применяют к своей вере упражнения и стратегии, заимствованные из КроссФита. Существуют христианские залы КроссФита — например, CrossFit 27:17, название которого содержит ссылку на текст из Книги Притчей («Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего»), или CrossFit For My Savior («КроссФит для моего Спасителя») с девизом «Because My Savior Was Fit for the Cros » («Потому что мой Спаситель был готов претерпеть Крест»).
На Пасху некоторые Кроссфиттеры приняли участи в особом пасхальном «упражнении дня» — особенно выматывающией тренировке, которая, как писал один руководитель зала из штата Техас, «тяжела, но не так тяжела, как то, что Иисус претерпел за каждого из нас».
Программа CrossFit Faith («Вера КроссФит»), лицом которой является чемпион мира по спортивному КроссФиту Рич Фронинг, предлашает духовные «тренировки дня», в которых чтения из Библии сопровождаются вопросами для размышления.
Грег Форд |
В одной церкви из г. Коламбус, штат Огайо, которая так и называется «Одна церковь» (One Church), заниматься КроссФитом можно во время воскресного богослужения. Как объяснил мне пастор этой церкви Грег Форд, они поняли, что «вместо музыки можем поклоняться с помощью физических упражнений». Ведущий подбадривает прихожан восклицаниями типа: «Это воздает славу и честь Богу и нашим телам». По окончании «поклонения» прихожане разминаются, едят бананы и слушают проповедь. В среднем, по воскресеньям на собрания ходят от 50 до 70 человек, говорит Форд, и в планах церкви открыть второй зал.
Готово ли американское христианство обрести новую жизнь в обличье фитнес-культа? Нет. Однако наряду с беспокойством по поводу эпидемии ожирения, есть и другие стратегические соображения, по котором религиозные организации начинают уделять внимание физическим упражнениям. Все просто: совместные занятия фитнесом замечательно сплачивают людей, прекрасным свидетельством чего могут служить залы КроссФита по всему миру. И для многих с хорошей тренировкой не сравнится ничто. Мы часто говорим о религии в терминах посвященности и идеологии, но эстетика и эмоциональные переживания тоже имеют значение. Важна и способность общины дать своим членам какие-то осязаемые блага — в том числе, может быть, и потерянные килограммы и накачанные бицепсы.
Кроме того, фитнес аполитичен. Как утверждают некоторые социологи религии, многие представители поколения 2000-х и поколения Х покинули церкви потому, что хотели избежать любого участия в культурных войнах и социальных конфликтах. Бег и диета поляризуют общество гораздо меньше, чем сексуальная политика. Действительно, КроссФит создает именно такую общину, которой хотели бы видеть себя многе прогрессивные религиозные группы, — основанную на богатом и единообразном совместном опыте, а не на каких-либо исторических, этнических или политических связях. Однако «кроссфитификация» американской религиозности — вопрос не только фитнеса или даже групповой сплоченности. Это также вопрос организационной структуры.
Джими Летчфорд |
Когда я говорил с Джими Летчфордом, который работает на бренд «КроссФит», он всеми силами старался подчеркнуть, что КроссФит «развивался органически», без какого-либо спущенного сверху плана. Он также старательно объяснял, что залы КроссФит выглядят гораздо менее парадно и имеют гораздо больше индивидуальности, чем залы типичной сети фитнес-центров. Можно «обойтись без человека в галстуке», встречающего тебя возле входа, говорит Летчфорд, и кроссфиттеры гордятся тем, что не используют дорогостоящие тренажеры. (Хотя и травматизм среди них довольно высок.) Если сеть 24-Hour Fitness сравнить с католической церковью фитнес-индустрии с централизованной административной иерархией, то КроссФит примеряет на себя роль Мартина Лютера.
Возможно, с религиозными группами в США происходит нечто подобное. Иудеи сетуют на разрушение традиционных конфессиональных границ, поскольку молодежь тяготеет к общинам, которые отходят от прежнего деления на реформаторов, консерваторов и ортодоксов. Не говоря уже о папе Франциске, католическая церковь задается вопросом о том, сможет ли она удержать хоть какие-то позиции на глобальном Севере. Опросы Исследовательского центра Пью показывает, что молодые люди в изобилии демонстрируют духовность, но проявляют все больше и больше скепсиса в отношении религиозных организаций.
Традиционные протестантские деноминации тоже уменьшаются в размерах. Напротив, последние несколько лет стали свидетелями появления множества маленьких, простых и подчеркнуто поместных общин, отвергающих административную власть. В частности, движение Emergent Church идет путем стабильного децентрализованного роста, который напоминает развитие КроссФит. (Этот путь также напоминает историю древней Церкви до того, как сложились христианские иерархии; КроссФит не изобрел ничего нового, создавая эту мелкоячеистую структуру со слабыми взаимными связями.) Залы КроссФит, начавшие свою деятельность в гараже и получившие популярность благодаря слухам, увидят много схожих черт в мире домашних церквей, объединениях маленьких групп, молодых движениях насаждения новых церквей (таких как «Виноградник») и общинах движения Emergent Church.
Я не хочу сказать, что церкви и прочие религиозные организации активно перенимают опыт КроссФит. Однако КроссФит с его децентрализованной сетью простых, приземленных, основанных на общности интересов общинах, явно нащупал социальную модель, которая отвечает запросам исторического момента. И многие религиозные группы, похоже, стремятся к той же цели — независимо от того, готовы ли они идти к ней путем отжиманий.