География в новостях: мормоны
Вера мормонов попала в заголовки новостей, когда Ассоциация мормонской истории недавно объявило об издании нового атласа, Mapping Mormonism: An Atlas of Latter-day Saint History, (Brandon S. Plewe and S. Kent Brown, editors). Во время своей конференции, прошедшей 7 июня, эта организация объявила, что атлас Mapping Mormonism победил в номинации «Лучшая книга 2012 года». Наверное, еще более приятной была присужденная Обществом картографической и географической информации (CaGIS) награда «Лучший атлас 2013 года».
По оценкам, сейчас во всем мире насчитывается свыше14 млн. членов церкви СПД, 43% из которых проживают в Соединенных Штатах.
Период религиозного пробуждения, случившийся в США в начале XIX века, привел к возникновению нескольких новых церквей, имеющих отношение к христианству. Среди участников пробуждения был молодой фермер из северной части штата Нью-Йорк по имени Джозеф Смит, который считается основателем мормонизма. Смит рассказывал, что ему явился Бог, а ангел (Мороний) показал ему, где были зарыты золотые листы, покрытые иероглифами. Смит утверждал, что он перевел содержание листов на английский язык, опубликовав перевод в 1830 году под названием «Книга Мормона», а потом вернул листы ангелу.
Книга Мормона представляла собой текст, в котором излагалась иудео-христианская история древнеамериканской цивилизации. Затем Смит основал Церковь Христа, членов которой впоследствии стали называть святыми последних дней или мормонами. Он верил, что должен построить город Сион, в котором явится Христос при Своем втором пришествии.
Начиная с 1831 года, Смит и его паства стали партиями переселяться на запад, в штаты Огайо и Миссури. Другим переселенцам, к тому времени уже жившим в Миссури, не понравился образ жизни мормонов, в особенности их практика многоженства.
К 1837-1838 годам святых последних дней вытеснили из Миссури, и Смит оказался в тюрьме из-за вооруженных столкновений с местным населением. После освобождения он перебрался в штат Иллинойс, где вновь занял место духовного лидера группы. Когда его последователи разрушили печатный станок, на котором было напечатано издание, разоблачающее их образ жизни, Смит и его брат Хайрум были арестованы, а в 1844 году убиты в тюрьме разъяренной толпой.
Бригам Янг, один из видных членов общины, взял в свои руки бразды правления и увел последователей сначала в штат Небраска, а потом, в 1847 году, в территорию Юта. Переселенцы с крытыми повозками, а затем с ручными тележками проделали трудный путь через Великие равнины и Скалистые горы. Они создали своего рода «государство», устроив мощную систему орошения в пустыне между горами Унита и Большим Соленым озером, чтобы создать там процветающее поселение. Оттуда они расселялись, образуя сеть маленьких поселков по всем окрестностям.
К 1849 году мормоны уже прочно обосновались в Юте и начали серьезную миссионерскую деятельность — особенно в Северной Европе. Примерно 70 тысяч «новых» мормонов переехали в США из Европы, и большинство этих людей присоединились к мормонам в Юте.
С 1852 года по начало XX века мормонские руководители предали огласке ранее скрываемую практику многоженства. Почти сразу же в среде переселенцев, не принадлежавших церкви СПД, возникло недовольство. В 1857 году президент Джеймс Бьюкенен направил на Запад войска, чтобы обеспечить мир. Однако мормоны восприняли это как вторжение на их территорию.
В 1859 году, когда напряженность в отношениях возросла, мормонские ополченцы без всякого повода напали на караван переселенцев, следовавших через территорию Юты и направлявшихся в Калифорнию. Около 120 мужчин, женщин и детей были жестоко истреблены, в живых осталось лишь 17 детей. Резня в Маунтайн-Медоуз была одним из самых черных дней в истории мормонской церкви. Бригам Янг, губернатор территории, не имел прямого отношения к этой резне, однако общественное мнение обвиняло его в том, что он подготовил почву для жестокости своими указами о необходимости защищать мормонский образ жизни.
В течение следующих 50 лет многожество было запрещено судебными и церковными постановлениями. Но только после того, как Юта стала одним из американских штатов в 1896 году, и после 1904 года практика многоженства была запрещена под страхом отлучения решением самой мормонской церкви.
В начале XX века мормоны начали интегрироваться в американскую культуру, уделяя особое внимание миссионерской работе и привлечению новых членов по всему миру. Хотя эта религия открыта к новым членам всех рас, вплоть до 1970-х годов афроамериканцам не позволялось быть священниками. С тех пор политика изменилась.
Последователи мормонизма высоко ценят взаимную поддержку и делают особенный акцент на «семье». Благотворительные программы, бойскаутские клубы, программа религиозного обучения для молодежи и развитая система помощи пострадавшим от стихийных бедствий. В числе мер, принимаемых ими для поддержания единства и «чистоты» в обществе, — запрет табакокурения, употребления алкоголя, кофеина и наркотических веществ, нецензурной лексики и внебрачного секса.
Церковь СПД стремительно расширяет свое присутствие в мире. Больше всего последователей насчитывается в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии и Южно-Тихоокеанском регионе, однако благодаря развитой миссионерской программе приобретает новообращенных в Южной и Центральной Африке, Индии и России. Количество членов церкви удваивается каждые 15-20 лет.
Тесно сплоченное мормонское сообщество — отражение их истории, в которой было много гонений. Миноритарные культурные группы, переживающие сильные гонения, обычно отделяются от общества в целом, надеясь сохранить себя за счет экономической и социальной изоляции. Особенно сильно гонения влияют на сплоченность внутри группы, как это и произошло с мормонами.