Жизнь в Центре подготовки миссионеров: курс молодого бойца для мормонов
Церковь СПД нашла две возможности расширения Центра подготовки миссионеров в г. Прово. Один вариант — построить новые помещения с юга, на территории, ныне принадлежащей Университету им. Бригама Янга. Другой вариант — построить их с северо-западной стороны, на участке перед фасадом местного храма СПД.
Да, территория центра кишит юными студентами, но даже сотрудникам — от столовой до копировального центра, от отдела рассылки до книжного магазина — и большинству преподавателей нет еще 30 лет. Однако это не «Зверинец» — здесь нет буйных студенческих братств, никто не бросает друг в друга едой и не пьют алкоголь ведрами. Это главный мормонский Центр подготовки миссионеров, где мужчины носят белые рубашки и галстуки, а женщины — скромные юбки и платья, и от всех требуется соблюдать правила. Он считается второй по величине очной языковой школой в США, уступая только Институту языков Министерства обороны США в г. Монтерей, штат Калифорния.
«[Мормоны] много лет совершенствовали свою языковую подготовку, опираясь на практику и отзывы студентов, — говорит полковник Дерек Толман, командир лингвистического подразделения Национальной гвардии штата Юта, знакомый с обеими системами подготовки. — Центр подготовки миссионеров великолепно справляется с задачей обучения основам в короткий срок. Студенты очень мотивированы, и скорость обучения поразительна».
Однако ЦПМ учит студентов не только произношению и диалектам.
В этом учреждении, расположенном с северной стороны принадлежащего церкви СПД Университета им. Бригама Янга, молодых мормонов формируют и воспитывают. Здесь их наставляют и, если нужно, придают скромности их внешнему виду. Здесь они начинают изучать языки (в общей сложности 55 вариантов), которые понадобятся им для проповеди мормонского учения. Здесь они укрепляют веру, которая понадобится им, чтобы справиться с трудностями миссионерской жизни, в которой им придется вставать в 6:30 утра и ложиться в 10:30 вечера. И так каждый день в течение 24 месяцев (18 месяцев для женщин).
С момента прибытия в центр вновь призванный миссионер никогда не остается в одиночестве. Ему назначают «напарника» — человека того же пола, который будет служить в том же городе, и который всегда будет рядом. Студентам нельзя звонить домой, чатиться с друзьями в Интернете, смотреть телевизор или нецерковные видеофильмы, читать художественные книги и газеты, слушать поп-музыку. Да, и никаких сексуальных связей и свиданий. Короче говоря, никаких отвлечений.
ЦПМ представляет собой «курс молодого бойца» — от двух до девяти недель (в зависимости от страны назначения) интенсивной языковой подготовки и религиозного обучения. После этого молодые пехотинцы мормонизма разъедутся по разным уголкам земного шара — Божья армия (как некоторые их называют), цель которой — обратить весь мир.
А теперь ЦПМ в Прово стал эпицентром исторического всплеска.
С октября 2012 года, когда церковь СПД снизила минимальный возраст миссионерского служения с 19 до 18 лет для мужчин и с 21 до 19 лет для женщин, количество миссионеров взлетело до небес. И без того молодой состав ЦПМ становится еще моложе, и женских лиц становится больше. «Сестры» уже составляют 42 процента вновь призванных миссионеров по сравнению с 10-15 процентами до понижения возрастного ценза.
В построенном в 1970-х годах в расчете на 2300 миссионеров центральном ЦПМ уже проживают 3500 студентов, и каждую среду приезжает по 900 новых со скоростью 100 машин каждые 15 минут.
Благодаря этому всплеску количества будущих проповедников потребовалось уплотнить комнаты в общежитии — изначально они были рассчитаны на четверых, но теперь в них живут по шесть студентов. Один из учебных корпусов пришлось превратить в общежитие, а два близлежащих жилых дома — в жилые корпуса ЦПМ и учебные помещения. Понадобилось нанять новых преподавателей — теперь их 1200, хотя еще год назад было 800. Все они — отслужившие двухгодичный срок миссионеры.
«Примерно четверть нынешних преподавателей ЦПМ — женщины, — говорит представитель церкви СПД Рут Тодд. — Церковь нанимает для работы здесь только лучших соискателей».
Пищу студенты принимают в столовой на 800 мест. Кухня готовит 10 тыс. порций в день, учитывая интересы мясоедов, веганов, гурманов и страдающих целиакией. Единственный отдел рассылки каждый понедельник обрабатывает в среднем 6000 писем и посылок, в том числе около 5000 распечатанных электронных сообщений, полученных через специальный веб-сайт.
«В день св. Валентина здесь неуютно, — говорит Хейди Ван Воерком, 22 года возглавлявшая отдел рассылки ЦПМ, — мы принимаем около 13000 посылок».
Несмотря на количество студентов и напряженный график, ЦПМ не выглядит перенаселенным. Атмосфера всех 19 корпусов дышит спокойствием. «Мы так рады», — хором произносят два студента из Кореи, проходящие по коридору.
Президент ЦПМ Лон Нэлли говорит, что большинству приезжающих миссионеров «нравится то, что они делают». «Они умны, полны сил и счастливы. Они полны веры», — говорит Нэлли, занявший свой пост в январе этого года.
Хорошо. Потому что в противном случае выдержать столь высокие требования было бы непросто.
Современный Вавилон
Миссионеры, изучающие один из 55 языков, которые преподают в ЦМП, — в особенности, такие трудные, как мандаринский, корейский, тайский, русский и финский, — обычно проводят там 8-9 недель. Изучающие романские языки — такие как испанский, французский и итальянский, — проводят в ЦПМ по шесть недель, а отправляющиеся в англоязычные миссии уезжают через две недели, если только для них английский не является вторым или третьим языком.
Но ежедневное расписание, по сути, для всех одинаково: подъем в 6:30, отбой в 10:30, три приема пищи в день, один час физподготовки и 10-12 часов языкового или религиозного обучения. По субботам проводятся богослужения, а по вторникам — общение с кем-то из руководства церкви. Кроме того, у миссионеров есть один выходной — чтобы постирать белье, написать письмо домой и побывать в близлежащем храме СПД.
Хотя этот подход выглядит шаблонным, на самом деле процесс обучения можно подогнать под навыки и потребности конкретного миссионера, говорит заместитель директора ЦМП Спенсер Кристенсен. Например, те, кто изучал испанский в школе или университете, могут пройти ускоренный курс и покинуть ЦМП раньше обычного. Неуспевающие могут заниматься по индивидуальной программе. Все они приходят с разными способностями к языкам, но в конечном итоге почти все получают необходимые знания, хотя бегло говорить они смогут лишь через несколько месяцев, потрудившись в Бангкоке, Буэнос-Айресе или Берлине.
Система работает, говорят Нэлли и другие, потому что миссионеры не соревнуются, а помогают друг другу, а преподаватели — скорее коллеги, нежели учителя.
«ЦПМ так уникален и так эффективен в обучении языкам потому, что в качестве преподавателей выступают бывшие миссионеры, которые прошли ту же школу, — говорит Эми Захайко, мормонка из Сиэтла, которая пять лет назад преподавала в ЦМП русский язык. — Они могут ответить на индивидуальные нужды миссионеров. У них много сочувствия».
Учебные группы невелики — по 8-12 миссионеров в каждой — и график учебы построен, в основном, вокруг вероучения. Миссионеры учатся молиться и проповедовать на новом языке еще до того, как усвоить такие повседневные фразы, как «с днем рожденья» или «где туалет?»
Брат Захайко, Дэвид Гиллс, преподавал в ЦМП испанский язык до осени 2011 года, когда методику преподавания изменили и приспособили к тому естественному способу, каким язык учат дети. «Когда я начинал, все было построено на грамматике, — говорит Гиллс. — Когда я уходил, мы использовали больше учебных диалогов, больше погружения в язык и давали миссионерам больше возможностей понимать значения слов из контекста».
После этого студенты начинали говорить на новых языках уже быстрее, оттачивая при этом термины, взятые из вероучения мормонизма. «Я преподаю язык, евангелие Иисуса Христа и тайскую культуру, — говорить Бригам Шипли, студент BYU и бывший миссионер в Таиланде. — Мы хотим, чтобы миссионеры интегрировались в культуру». «В классе мы стремимся говорить только на таиландском, — говорит он. — Первые две недели преподаватель говорит только на таиландском, а потом начинает вставлять и пояснения на английском. Это, скорее, погружение в язык, требующее немедленного участия».
Изучение языков — «самая трудная часть» обучения в ЦМП, говорит сестра Элизабет Стивенсон из Монтаны. В тайском языке свой алфавит, и «буквы похожи на китайскую лапшу — между словами нет пробелов, — говорит Стивенсон, — но буквы соответствуют звукам, так что в этом отношении тайский проще». Очень полезно, по ее словам, когда носители языка, проживающие в штате Юта, приходят в класс и изображают потенциальных новообращенных.
Помимо занятий в аудиториях, миссионеры занимаются индивидуально в фонетическом кабинете, записывая свое произношение, а потом слушая, как ту же фразу произносит носитель языка.
«Я больше узнала об испанском здесь, чем за два года в школе, — говорит сестра Джессика Ховард из Кинг-Сити, Калифорния, которая направляется в Аргентину. — Очень помогает, когда слышишь, как говорят носители языка». Однако, добавляет она, «настоящий учитель» — это Святой Дух.
Как все работает
Для того, чтобы обеспечить плавную работу ЦМП, разбираясь одновременно с медицинскими проблемами, утерянными паспортами, визами, юридическими нюансами и семейными неурядицами, требуется тщательное планирование, мудрая логистика и быстрота реакции.
Вдобавок, приходится еще приспосабливаться к 18-летним юнцам, которые никогда не покидали родительского дома. «Не кладите костюмы в стиральную машину», — гласит объявление на двери в прачечную.
Управляет ЦПМ чисто мужская иерархия во главе с Нэлли и его двумя «советниками», как и в любом подразделении мормонской церкви. Кроме того, ЦПМ разделен на шесть «округов», каждым из которых руководит постоянный взрослый сотрудник. Во время обучения миссионеры разделяются на языковые «зоны» и «округа». Более мелкие подразделения называются приходами. Каждый из приходов ЦМП насчитывает от 30 до 50 членов, и его возглавляют президент прихода и два советника. По воскресеньям эти 225 руководителей организуют богослужения, в том числе общие причастные собрания и собрания священства для мужчин. Женщины идут на собрание Общества милосердия, на котором обычно выступает кто-то из руководства этой церковной организации. Кроме того, им читают короткое наставление об одежде и прическе.
Президенты приходов и их жены доступны для личной беседы по вечерам во вторник и четверг — и многие молодые люди приходят к ним.
«Тоска по дому — это серьезная проблема, — говорит Маргарет Янг, профессор Университета им. Бригама Янга, муж которой, Брюс, служил советником во франкоязычном приходе ЦМП с 2008 по 2010 год. — Несколько человек не смогли доучиться». Большинство, по словам Янг, понимают, что у них есть такая проблема, только по приезде в Прово. И тогда они начинают сомневаться в том, что смогут выучить язык или способны стать миссионерами. Одни студенты тяготятся иерархией и правилами, другие колеблются в вере.
Однако требования не чрезмерны, и уходят немногие. Нэлли оценивает долю недоучившихся в менее чем 0,05%, включая ушедших из-за трудностей с языком и проблем медицинского, эмоционального или духовного характера. ЦПМ поддерживает в студентах «обостренное чувство единства, — говорит Янг. — Поместите людей в ситуацию, когда им придется выживать, и это их сплотит».
И прежде чем миссионеры успеют это осознать, их религиозные батареи уже заряжены, их языковое обучение окончено, и их уверенность в себе взлетела до потолка. Они едут в аэропорт и разлетаются по миссиям, к которым приписаны, где их ждут настоящее обучение, трудности, возмужание и радости. А в это время к ЦПН подъезжает очередная сотня машин, из которых выходят новые полные энтузиазма абитуриенты. Процесс начинается заново .
ЦПН в цифрах
• 70000 — количество мормонских миссионеров во всем мире (в прошлом октябре их было 58000).
• 10000 — количество порций, ежедневно готовящихся в ЦПМ Прово.
• 3500 — количество миссионеров в ЦМП (до снижения возрастного ценза было 2300).
• 1200 — количество преподавателей в ЦПМ Прово.
• 1000 — количество миссионеров, проживающих во вновь приобретенном жилом доме Wyview Park.
• 700 — количество миссионеров, проживающих во вновь приобретенном жилом доме Raintree.
• 75 — количество президентов приходов в ЦПМ Прово.
• 55 — количество языков, которым обучают в ЦПМ (31 требует 9-недельного обучения, 26 из них — это азиатские или восточноевропейские языки).
• 42 — доля миссионеров женского пола в ЦМП Прово (в процентах).
• 15 — количество ЦМП в мире, включая вновь открытый в Мехико.