Адвентисты седьмого дня: от апокалиптической секты до проповедников здорового образа жизни
В церкви Адвентистов седьмого дня 22 октября 1844 года называют «Великим разочарованием». Это был день, когда миру не настал конец.
В этом месяце, отмечая свой 150-летний юбилей, церковь вспоминает о своих истоках, восходящих к апокалиптической секте разочаровавшихся людей, уверовавших в пророчество Уильяма Миллера. Миллер, Гарольд Кемпинг того времени, назвал дату возвращения Христа, и когда этого не случилось, около 3,5 тысяч разочарованных верующих в г. Бэттл-Крик, штат Мичиган, создали новое движение Адвентистов седьмого дня.
Однако с тех пор адвентисты перенесли акцент с неминуемой смерти и разрушения на физическую форму и здоровое будущее. В вероучении адвентистов здоровье является образом Творения и исцеления как части Восстановления.
«Именно идея восстановления вызвала к жизни адвентистский акцент на здоровом образе жизни, здоровье, жизненной энергии, полноте жизни», — говорит Майкл Ф. Коли, президент Флоридской конференции Адвентистов седьмого дня.
Джон Харви Келлогг |
Адвентистское богословие здорового образа жизни — режим питания, физические упражнения, отдых и хорошая физическая форма — распространяется и на принадлежащие им больницы. С тех пор, как в 1876 году д-р Джон Харви Келлогг основал первый адвентистский санаторий в г. Бэттл-Крик, сеть больниц, клиник, спортивно-оздоровительных центров и санаториев, принадлежащих адвентистам, превратилась в крупнейшую систему некоммерческого здравоохранения в Соединенных Штатах. Адвентистская система здравоохранения со штаб-квартирой в Аламонте-Спрингз управляет 44 больницами и 16 родильными домами на всей территории США. В Центральной Флориде восемь принадлежащих адвентистам больниц являются крупнейшим поставщиком услуг здравоохранения в регионе.
Санаторий Келлогга в Бэттл-Крик |
Больницы вырастали повсюду, где существовали крупные общины адвентистов, — в основном, на Среднем Западе и Юге. В г. Орландо первая адвентистская больница открылась в 1908 году. Но только в 1973 году все эти больницы были объединены в рамках единой корпорации, говорит Дон Джерниган, президент Адвентистской системы здравоохранения. Это дало больницам средства и структуру менеджмента, необходимую для дальнейшего расширения.
«Объединение этих заведений в систему обеспечило более эффективный способ финансировать рост и развивать таланты и систему хорошего управления», — говорит Джерниган.
Своими религиозными убеждениями, связанными со здоровьем и физической формой, адвентисты обязаны основательнице церкви Елене Уайт, но акцент на физических упражнениях и вегетарианской диете появился благодаря Келлоггу, который вместе с братом, Уиллом Кейтом Келлоггом, изобрел кукурузные хлопья. (Братья рассорились из-за вопроса о том, следует ли добавлять в хлопья сахар.)
Дональд Джерниган |
В свое время Келлогг был востребованным среди знаменитостей гуру здоровья и фитнесса. Его просторный пятиэтажный санаторий, выстроенный в викторианском стиле, привлек внимание Генри Форда, Томаса Эдисона, Амелии Эрхарт, Джона Д. Рокфеллера и Дейла Карнеги.
Сегодня принципы адвентистского здорового образа жизни — никакого алкоголя, никакого курения, никакого кофеина; регулярные физические упражнения; диета из фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов; обильное питье; небольшие порции мяса; орехи в качестве предпочтительного продукта для перекуса — стали золотым правилом здорового образа жизни.
«Это в их генах, фокусироваться не только на лечении, но на здоровом образе жизни, — говорит Брэд Блум, издатель журнала Faith & Fitness. — Логика такого подхода понятна каждому».
В соответствии с церковным богословием здоровья, больницы появились в результате реформы здравоохранения в 1860-х годах, когда адвентисты выступили против господствовавшего в медицине мнения, что сигареты — хорошее лекарство. И это продолжается сегодня, когда адвентисты рекламируют здоровье и долголетие как противоядие против растущих цен на медицинское обслуживание.
«Сейчас мы как страна имеем модель здравоохранения, основанную на срочной помощи, которую мы не в состоянии содержать, — говорит Ларс Хоуманн, президент Флоридской больницы. — Есть потребность в здравоохранении, которое сокращает заболеваемость нашего населения и нашу зависимость от срочной медицинской помощи путем создания более здорового населения».
Запрет на курение, действующий в этих больницах, был введен раньше, чем курить запретили в ресторанах и барах. Адвентистские кафетерии были вегетарианскими еще до того, как здоровое питание вошло в моду. В самых первых их больницах были гимнастические залы — предтечи нынешних спортивно-оздоровительных центров.
Но по мере того, как адвентисты меняли представления общества о здоровом образе жизни, современная культура влияла на их больницы. Примерно 10 лет назад больницы начали ослаблять строгость правил в отношении мяса и кофеина. Теперь в больничных киосках можно купить энергетические напитки, а в кафетерии — гамбургер.
«Вегетарианство не является условием членства в церкви, как и воздержание от табака и алкоголя, — говорит Джерриган. — Трудно ввести практику, которой следовали не все адвентисты».
В последние годы адвентистский акцент на профилактической медицине дал толчок появлению инициативы «Здоровые 100 лет», основанной на медицинских исследованиях, которые показывают, что среди адвентистов высок процент людей, доживших до 100 лет.
«Адвентизм дает больше людей, доживающих до 100 лет, чем любой другой образ жизни», — говорит вице-президент Флоридской больницы Дез Каммингс.
Всю свою историю эта деноминация, которую протестантские церкви некогда считали не вполне христианской, выходила на передний план в озабоченной своим здоровьем Америке. Хотя эта церковь по-прежнему не является христианской в традиционном понимании — адвентисты верят, что днем отдыха является суббота, а не воскресенье, — ее богословие веры и физической формы помещает ее в центр традиционного американского общества.
«В 1860-х годах, когда мы появились на свет, обсуждались вопросы образа жизни, и сегодня мы вновь вернулись к образу жизни», — говорит Каммингс, автор книги 8 Secrets of a Healthy 100 .
Для большинства американцев долгая и здоровая жизнь сама по себе является наградой. Для адвентистов в этом есть еще одно преимущество: они могут прожить достаточно долго, чтобы увидеть возвращение Христа.
Несмотря на оптимистический тон статьи, эсхатологические ожидания все еще являются главной и центральной темой богословия Адвентистов седьмого дня. Более того, именно эти ожидания серьезно испортили им настроение от 150-летнего юбилея — подробности можно прочесть в этой статье: http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=11&menu=2&id1=4&id2=2972 Собственно, именно крах надежд на близкий конец света стал причиной усиленного акцента адвентистов на их исторических усилиях в области здравоохранения. К этому на саммите, посвященном печальному юбилею, адвентистов призвал Марк Финли, известный пастор и писатель, ныне занимающий пост вице-президента Генеральной конференции АСД по евангелизму. Любопытно, что его фразу: «Мы делали это в течение 150 лет. Это в нашей ДНК», — произнесенную в речи на саммите, едва ли не дословно цитирует выше Брэд Блум. Однако нельзя забывать и о том, что богословие адвентистов в некоторых моментах радикально отличается от исторического, библейского христианства, и учение о субботе, которое упоминается в статье, — далеко не самый важный из этих моментов. С другими экзотическими убеждениями адвентистов можно ознакомиться с помощью статей, опубликованных в «Вестнике ЦАИ» №51. |