Как мормонская церковь готовит из своих священников лидеров
Каждое воскресенье в приходских домах мормонов по всему миру мальчики-подростки в подчас плохо сидящих белых рубашках и криво завязанных галстуках — мальчишеское подражание их отцам, облаченным в темные костюмы, — с волнением или скукой совершают причастие. Они преклоняют колени перед подносами с хлебом и водой, произносят обычные молитвы и торжественно раздают причастие членам общины. Затем они присоединяются к своим родным на скамьях .
Кто эти молодые люди, и какой урок мы можем извлечь из того, как церковь учит их быть лидерами?
Они являются представителями мормонского священства, и с самого детства им внушают, что на них лежит ответственность за их общину, за ее физическое и духовное благополучие, и учат, как участвовать в управлении церковью. В церкви их все время учат уважать руководителей и ценить возможность демократического участия в руководстве.
Поручая обычным верующим отправление самых священных религиозных обрядов, религия мормонов демонстрирует свою способность создавать святое из профанного. Джозеф Смит, основатель Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, наделил пошедших за ним фермеров и плотников титулами и полномочиями, заимствованными из Библии Короля Якова. До сих пор священниками у мормонов являются рядовые прихожане, которые исполняют свои обязанности в свободное время. И преподаватели университетов, и торговцы автомобилями одинаково именуются «епископами» и «старейшинами».
К числу самых известных в церкви прихожан-священников принадлежит и один из кандидатов в президенты США Митт Ромни — мормон, некогда занимавший пост епископа.
Структура священства сложна и строго иерархична. Основатель церкви создал два чина священства — Аароново и Мелхиседеково, названных по именам героев еврейских Писаний. Каждый чин подразделяется на несколько уровней — таких, как «священник» или «диакон». В возрасте 12 лет мальчиков-мормонов посвящают в Аароново священство. Затем, обычно в возрасте 19 лет, их посвящают в «старейшины» — низший чин Мелхиседекова священства. Все, кто занимает более высокие руководящие посты — например, епископы, возглавляющие приходы, и президенты кольев, надзирающие за деятельностью нескольких приходов, — становятся «первосвященниками», т. е. получают старший чин Мелхиседекова священства. Полномочия епископов и президентов кольев примерно соответствуют полномочиям католических священников и епископов, они служат 5-10 лет, как служил Митт Ромни в 1980-х и 1990-х годах, когда работал в компании Bain Capital .
Основной задачей священства является отправление ритуалов, которые, по мнению мормонов, необходимы для спасения, — таких, как крещение и причастие. Отцы, обладающие священством, нередко крестят и конфирмируют своих детей и их друзей; отец Ромни, Джордж, в 1967 году крестил его тогдашнюю подругу Энн. Кроме того, священники часто преподают церковные благословения исцеления, утешения и укрепления своим женам и детям, которые переживают стресс, уезжают на учебу или болеют. Биографы Ромни Майкл Крэниш и Скотт Хелман сообщают, что губернатор Ромни получал и давал другим такие благословения.
Однако Джозеф Смит полагал, что священство не просто обеспечивает служение Богу. Оно создает в общине крепкие внутренние связи — нечто вроде демократического управления, при котором ответственность распределяется между членами общины. Именно поэтому религия мормонов доверяет школьникам право совершать самый основополагающий ритуал христианства. Контраст между загадочными титулами священников и непритязательным обликом взъерошенных шестнадцатилетних подростков — никаких священных облачений и пасторских воротничков — подчеркивает двоякую роль мормонского священства: оно утверждает как власть церкви, так и демократическую реализацию этой власти.
Демократия мормонского священства носит не политический, но процедурный характер. Священническое служение не требует ни образования, ни подготовки, но распределено между десятками членов общины. Оно вынуждает их сотрудничать с людьми, с которыми в ином случае у них было бы мало общего, сочувствовать им и служить им. Благодаря этому мормонские общины становятся плотно спаянными общинами .
Руководство священством осуществляют совещательные органы — начиная с Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов (высших органов управления церковью) и заканчивая местными советами. У каждого руководителя в мормонской церкви есть два советника, которые разделяют с ним административные обязанности и помогают ему советами. Такой коллегиальный стиль управления подчеркивает роль собраний, совещаний и делегирования полномочий. Неудивительно, что такие успешные бизнесмены, как Митт Ромни, делают прекрасную карьеру.
…
Священство порождает прагматичных, умелых руководителей, умеющих эффективно работать в административных системах. Мормонские писания определяют священство как власть управлять посредством убеждения и милосердия. Они осуждают произвол и жажду власти, и руководителей учат делегировать власть и стремиться к единодушию. Мормонских руководителей — с их стилем управления, аккуратными прическами и кипами бумаг — легко спутать с членами совета директоров компании IBM в 1950-х годах, American Motors в 1960-х, Bain Capital в 1980-х.
Священству свойственны проблемы, обычные для всех подобных организаций: зашоренность мышления, изолированность, жесткий институционализм. Однако руководство мормонов считает себя выше этого. К счастью для Ромни, он, как и все те, кто усвоил навыки лидерства в церкви, в своих темных деловых костюмах видит священнические облачения.
Статья несколько сужает смысл мормонского понятия «священство». В действительности, мормоны понимают под священством не столько принадлежность к внутренней церковной иерархии или административные и духовные полномочия, сколько вселенскую творящую силу, с помощью которой Бог создал нашу планету, и без которой никакие таинства не имеют силы:
Такое понимание священства совершенно чуждо Библии. Прежде всего, Библия нигде не говорит о некоей вечной силе, которой обладал бы Бог, с помощью которой Он сотворил бы все сущее, и которую Он передавал бы верным христианам мужского пола. Слово «священство» никогда в Библии не толкуется как «сила», но всегда связано с определенным служением, порученным группе людей. Это служение заключалось том, чтобы «отправлять службу в скинии собрания, все работы по скинии» (Чис. 18:4) и «при жертвеннике» (Чис. 4:5). А главной задачей любого священства Библия называет «приношение даров и жертв» (Евр. 8:3). Вне храмовых жертвоприношений левитского священства быть не может. Во-вторых, право быть левитскими священниками («по чину Авраама») имели право только кровные потомки самого Авраама — всем остальным это было запрещено под страхом смерти (Чис. 3:10; 18:4, 7). В-третьих, поскольку Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:4) и заключил с человечеством новый завет (Евр. 8:6-11), старое священство стало «немощным и бесполезным» (Евр. 7:18) произошла «перемена священства» (Евр. 7:12) — вместо множества левитских священников, ежедневно приносящих жертвы, у нас появился один-единственный Первосвященник, однажды принесший жертву за всех. В-четвертых, Библия нигде не говорит о том, что священство по чину Мелхиседека может иметь кто-либо из грешных, смертных людей. Господь Иисус Христос стал таким священником «по силе жизни неперестающей (букв. „неуничтожимой“)» (Евр. 7:16), которой не обладает ни один человек. В-пятых, хоть церковь СПД и утверждает, что восстановила иерархию священства, существовавшую а ранней Церкви, в Новом Завете мы видим совершенно иную картину. Например, в ранней Церкви понятия «епископ» и «пресвитер (старейшина)» были синонимами (Деян 20:17; ср. 20:28), а «патриархов» и «семидесятых» в ранней Церкви не было вовсе. Однако наиболее характерным примером такого несоответствия является чин «первосвященника». Библия ясно говорит, что служение первосвященника заключалось в «приношении даров и жертв» (Евр. 8:3), а не для «руководства духовной жизнью церкви», т. е. после жертвы Христа служение первосвященника стало ненужным. Более того, на всем протяжении библейской истории у народа Израилева в каждый момент времени был только один первосвященник. Господь Иисус Христос, принеся совершенную жертву в небесном святилище, стал вечным Первосвященником. Несоответствие созданной мормонами структуры библейской истории было очевидно даже для ранних мормонов. Один из трех Свидетелей Книги Мормона, Дэвид Уитмер, впоследствии покинул церковь СПД и написал документ под названием «Обращение ко всем верующим во Христа», в котором обвинял своих бывших единоверцев в искажении истины. В этом документе был и такой отрывок:
|