Невероятный диалог
Роберт Миллет |
Роберт Миллет действовал бы иначе, если бы он тщательно продумал, каким образом его мормонским единоверцам лучше всего подходить к контактам с инаковерующими. «Возможно, я бы не стал связываться с евангелическими христианами вообще», — говорит профессор Университета им. Бригама Янга (BYU), намекая на враждебность в отношениях между двумя группами, существовавшую с момента зарождения мормонизма. — «Если мы сможем добиться более цивилизованных и уважительных отношений с евангелическим сообществом, мы сможем добиться их с кем угодно».
Еще не так давно евангелические христиан сочли бы серьезные контакты с мормонами столь же невероятной идеей. Однако, начиная с 2000 года, небольшая группа ученых-мормонов под руководством Миллета и группы евангелических христиан под руководством президента Фуллеровской богословской семинарии Ричарда Мао провели за закрытыми дверями 17 напряженных заседаний. Последняя встреча, произошедшая в середине октября в Уитон-колледже, была посвящена многобожию — теме, которая вызывает сильные чувства у обеих сторон.
Миллет утверждает, что это единственный постоянно идущий богословский диалог между мормонами и какой-либо другой религиозной группой, осуществляемый с ведома — хотя и без публичного одобрения, не говоря уже об участии — высшего руководства Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которое Миллет консультирует по вопросам экуменической стратегии.
Однако переговоры — это не единственный прорыв. Президент мормонов Томас Монсон разрешил организации «Standing Together», объединяющей 90 евангелических общин в штате Юта, использовать историческое здание Табернакля в Сот-Лейк-Сити для проведения назначенных на 13 сентября собраний пробуждения. Множество христиан и мормонов вместе пели христианские песни и молились.
Грегори Джонсон с женой |
Ник Вуичич |
Ведущий, президент организации «Standing Together» Грегори Джонсон, назвал это событие «историческим». Евангелист Ник Вуичич заявил, что это был «один из самых запоминающихся вечеров» в его карьере и поблагодарил руководство СПД.
Руководство мормонов заранее оговорило, что проповедь Вуичича должна носить «общий и неконфессиональный» характер. Однако Вуичич все же умудрился вступить в конфликт с учением мормонов, когда заявил, что «каждый человек рождается с греховной природой», и подчеркнул, что спасение не может зависеть от личной праведности человека, потому что «ты не можешь даже простить самого себя».
Более тысячи человек встали в ответ на призыв Вуичича посвятить свою жизнь Иисуса Христа, а потом заполнили платформу, чтобы подтвердить свое решение и обнять Вуичича, который родился безруким и безногим.
Публичные и частные переговоры
Джеффри Холланд |
Помимо прочего, необычность ситуации заключается в том, что Джонсон — рукоположенный служитель консервативного баптистского союза, в возрасте 14 лет покинувший мормонизм. Благодаря дружбе с Миллетом и Джеффри Холландом из мормонского кворума двенадцати апостолов Джонсон играет важную роль в процессе налаживания контактов между мормонами и христианами.
Руководители мормонов никогда не изучали академическое богословие, но Холланд — представитель иерархии СПД в контактах с евангелическими христианами и бывший президент Университета им. Бригама Янга — один из немногих апостолов, получивших светскую докторскую степень (по американоведению от Йельского университета). 68 лет от роду, он младше многих своих коллег и имеет шанс однажды возглавить церковь. (Апостол с наибольшим стажем автоматически становится очередным «президентом, пророком, провидцем и носителем откровения»).
Джонсон и Миллет провели 58 публичных дебатов по всей Северной Америке. Кроме того, они организуют встречи между студентами христианских и мормонских учебных заведений и научные диспуты с участием таких убежденных христиан, как главный редактор журнала «Христианство сегодня» Дэвид Нефф, профессор апологетики Университета Биола Крейг Хейзен и профессор Нового Завета Денверской семинарии Крейг Бломберг.
Христианские книжные издательства выпустили в свет две важных книги. Крейг Бломберг в 1997 году заложил первый камень в основание сближения мормонов с христианами, написав вместе со Стивеном Робинсоном из Университета им. Бригама Янга книгу «Насколько велика пропасть?» (How Wide The Divide), вышедшую в издательстве InterVarsity Press . В 2005 году Ричард Мао написал дружелюбное предисловие и послесловие к книге Роберта Миллета «Другой Иисус? Христос Святых последних дней » (A Different Jesus?: The Christ of the Latter-day Saints), выпущенной и здательством Eerdmans.
Крейг Бломберг |
Рави Захариас |
Выступлению Вуичича предшествовало выступление в 2004 году в том же Табернакле известного христианского апологета Рави Захариаса. Однако впечатление от богословски ортодоксального выступления Захариса, которое посетили и некоторые мормоны, было в значительной степени смазано вступительной речью Ричарда Мао, который заявил, что «мы, евангелические христиане, зачастую представляли в искаженном свете» мормонские учения и обычаи. «Мы согрешили против вас», — говорил он.
Билл Мак-Кивер |
Это заявление Мао обидело многих христиан — в особенности сотрудников служений, которые занимаются опровержением мормонского учения и благовестием мормонам. В частности, Билл Мак-Кивер, директор организации Mormonism Research Ministry, уже много лет занимающийся этим служением, присутствовал на выступлении Захариаса и написал подробное опровержение слов Мау. Мак-Кивер говорит, что он в принципе не против диалога с мормонами, но любой подобный диалог должен быть «бескомпромиссно честным» в оценке исторических и богословских проблем.
Мао, со своей стороны, объясняет, что отдельные мормоны могут «поистине веровать во Христа», однако он «никогда не мог признать мормонизм христианским учением» в силу его «значительных расхождений с христианской традицией и христианской ортодоксией по его собственному свидетельству». Аналогичным образом, Джонсон «готов допустить», что отдельные мормоны «имеют взаимоотношения с Христом», но говорит, что «мормонов неправомерно называть христианами».
Гетеродоксальная история
Проблемы с признанием со стороны христиан мормоны испытывали с момента зарождения своей религии в 1820-х годах. Как утверждают писания СПД, Бог Отец лично повелел пророку Джозефу Смиту-младшему избегать существующих христианских церквей, потому что «все их учения омерзительны в Его глазах», и что «все их исповедующие развратились». Впоследствии Бог поручил Смиту воссоздать «единственную истинную и живую церковь».
Смит не только претендовал на божественное происхождение своей общины «последних дней», но и прибавил к Библии Книгу Мормона и ряд других текстов, а также начал проповедовать все более и более неортодоксальные учения. К примеру, Бог мормонов женат и имеет «тело из плоти и костей» — это учение стало одной из причин, по которых в 2001 году Ватикан постановил перекрещивать обращающихся в католицизм из мормонизма. Христос мормонов — это не Бог Сын, часть вечной Троицы, но ветхозаветный божественный Иегова.
Писания СПД утверждают, что существует множество богов (в Книге Авраама, хотя мормоны не признают себя политеистами), и что в конце концов святые люди станут «равными» Богу.
В своей речи, произнесенной в 1844 году, незадолго до гибели, Смит представил слушателям и другие радикальные учения. Он открыл «великую тайну», что Бог Отец «однажды был таким, как мы сейчас, и является возвышенным Человеком», и что люди развиваются с целью «стать Богами… так же, как все Боги стали Богами до вас». Его речь стенографировали четыре помощника, она была опубликована церковью, впоследствии вошла в сборник его сочинений и получила официальное признание.
Ричард Мао |
Мао, ссылаясь на слова Миллета и руководства церкви, полагает, что подобные идеи «не являются действительной частью современного мормонского учения». Он также отметил, что, по словам Стивена Робинсона в книге How Wide The Divide ? , эти неортодоксальные учения не являются частью официального богословия и никогда не были зафиксированы в мормонских писаниях. Однако руководство СПД ни разу не опровергло утверждения Смита.
По мнению Билла Мак-Кивера, все это — типичный пример проблем, возникающих при попытке подружить мормонов с христианами: «Если Мао действительно так думает, он просто некомпетентен и не может участвовать в этих дискуссиях. Эти учения по-прежнему занимают важное место в богословии мормонов. Мак-Кивер также опровергает заявления мормонов, что запрет на полноценное членство в церкви и наделение священством для чернокожих — снятый новым откровением, полученным в 1978 году, — никогда не был официальным учением церкви. «Это полная чушь», — говорит он, — «если бы это не было официальным учением, не было бы нужды в откровении».
Евангелические оптимисты отмечают, что мормонизм действительно изменился — и не только в том, что теперь чернокожие могут быть членами церкви и священниками, но и в том, что знаменитое учение Смита о многоженства было отменено в 1890 году под давлением федерального правительства, к большой радости христиан.
Мао — не единственный, кто полагает, что Миллет и прочие «неоортодоксы» из Университета им. Бригама Янга в последнее время дрейфуют в сторону веры в спасение благодатью независимо от человеческих дел. Однако Мак-Кивер возражает, что, хотя Миллет и прочие профессора из BYU, возможно, и хотят придать своим словам «христианское» звучание, эти люди не имеют никаких полномочий в плане формирования учения церкви, и что из штаб-квартиры СПД по-прежнему исходят традиционные мормонские учения.
Что же дальше? В 2004, 2007 и начале 2009 года между руководителями СПД и известными представителями американских евангелических кругов происходили кулуарные консультации, хотя источники, сообщающие об этих переговорах, не захотели называть никаких имен. Участники надеются организовать открытую конференцию с участием лидеров мормонской церкви и христианских церквей в начале следующего года. Другой план — издать серию официальных документов, фиксирующих согласия и разногласия между мормонами и христианами, нечто наподобие заявления «Евангелические христиане и католики: вместе во втором тысячелетии», однако это потребует согласия со стороны руководства мормонов.
В окопах нет соперников
Дэвид Френч |
Один несомненный фактор, влияющий на поиск лучших взаимоотношений, заключается в том, что мормоны сегодня объединяются с христианами в различных нравственных вопросах и одинаково чувствуют себя ущемленной стороной — особенно это относится к их совместной борьбе против однополых браков. Какие бы различия не существовали в их представлениях о Боге, «когда вы посидите вместе в окопе, рождается новое уважение друг к другу», — говорит адвокат-христианин Дэвид Френч, возглавляющий один из проектов под эгидой Фонда Совместной Защиты (ADF): «Преданность мормонов фундаментальным ценностям, несомненно, приносит пользу нашей стране».
Помимо работы в ADF, Френч частным образом руководит кампанией «Евангелические христиане за Митта», созданной для поддержки президентской кандидатуры мормона Митта Ромни. Роберт Миллет заявил, что кампания Ромни показала, насколько широко распространена неприязнь к мормонизму, и что это было подобно «очень отрезвляющей пощечине» и показало, что мормоны до сих пор остаются непонятыми.
Именно недостаточное понимание Миллет назвал главной причиной того, что компания по привлечению голосов христиан началась столь задолго до президентских выборов, хотя многие христиане опасаются, что подлинная причина кампании — «добиться признания мормонизма христианской деноминацией».
Что же касается целей, которые преследуют евангелические участники диалога, Стивен Джонсон говорит, что он, конечно, хотел бы, чтобы мормоны согласились с его убеждениями, и чтобы мормонская церковь однажды приняла историческое христианское учение. В конце концов, говорит он, «Бог занимается изменениями». Сейчас друзья говорят ему: «Мормонская церковь пытается тебя использовать». «Но, возможно, это бог использует меня, чтобы повлиять на их жизнь».
Христиане ли мормоны? Как разные группы христиан отвечают на этот вопрос?
"Нет" | "Не знаю" | "Да" | |
Американцы в целом | 31% | 17% | 52% |
Евангелические протестанты | 45% | 15% | 40% |
Традиционные протестанты | 23% | 15% | 62% |
Чернокожие протестанты | 30% | 27% | 43% |
Католики | 29% | 19% | 52% |
Знание истины предполагает и способность отличить ее от лжи, даже самой хитрой. К сожалению, постмодернистские идеи об относительности истины проникают в Церковь со всех сторон — чаще всего маскируясь под лозунги о любви и единстве. История, о которой идет речь в приведенной статье, — типичный тому пример. Писание в этом вопросе совершенно недвусмысленно:
Что же случилось с ролью Церкви как «столпа и утверждения истины» (1 Тим 3:15) и с данным ей поручением «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)? Не грустно ли, что христианский евангелист соглашается воздержаться от проповеди учений, которые могут смутить или оскорбить слух заблудших, а глава христианской семинарии публично извиняется перед мормонами за критику в адрес нехристианских учений, проповедуемых этим культом? Более подробно о нехристианских учениях мормонской церкви можно прочесть в материалах раздела "Мормонизм" нашего сайта. — Дмитрий Розет |