Профессор-религиовед о ситуации с Сандеем Аделаджа
Людмила Филипович |
Людмила ФИЛИПОВИЧ, док. филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ прокомментировала ЗАЯВЛЕНИЕ старших служителей христианских евангельских Церквей Украины по поводу деятельности Сандея Аделаджа, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на РИСУ.
Заявление интересно и даже знаково в религиозной жизни Украины. Оно является свидетельством вероисповедной и теологической зрелости Церквей, которые объединены в одной конфессии – евангельском христианстве. Церкви подтвердили библейские (евангельские) фундаменты своей веры, а также четко высказались относительно современных общественных процессов. Опубликованный документ является результатом солидарного осмысления горячих событий экономического, социального и в конечном итоге — морального плана. И хотя поводом для этого стало «дело Сандея Аделаджи» и связанный с последним финансовый скандал вокруг «King's Capital», Заявление подтвердило способность и готовность протестантских лидеров оперативно реагировать на любые актуальные события.
Не наше религиеведческое дело определять степень вины пастора, выяснять причины, обстоятельства, последствия деятельности компании, хотя именно этого, вероятно, и ожидают. На то есть правосудие: суд разберется по делу и вынесет, надеюсь, справедливый приговор, но не за вироисповедание, а за причиненный вред.
Меня, как религиоведа, побуждает к рефлексии совсем другое, а именно: сам факт церковной оценки ситуации, которая сложилась в конкретной конфессиональной среде. И это нужно признать позитивом. Хотя здесь не все так однозначно, подтверждением чего является наличие или отсутствие под Заявлением подписей представителей конфессии, руководителей евангельских церквей. Понятно, что Церкви взволнованы и обеспокоены тем, что случилось в «Посольстве Божьем». При всей автономности религиозной жизни евангельских общин и признания самостоятельности в управлении церкви проявили солидарность и ответственность за то, что делается в братской церкви.
Опубликованный документ говорит о том, что евангельским церквям не безразлично, что о них думают в обществе, верующие и неверующие, высокопоставленные должностные лица и обычные люди. Именно поэтому они так серьезно относятся к своему авторитету, тяжело наработанному за годы активной евангелизации, миссионерства, социальной работы. Церковь хочет отмежеваться от неестественных для христианства плодов – плодов громких успехов, демонстративного благополучия, особенно ее лидеров, которые блеском новых лимузинов и дворцов ослепляют глаза своим прихожанам.
Заявление осудило, а не просто не согласилось с тем, что не отвечает Библии, учению Иисуса Христа, в частности современное стремление к обогащению. Отмечено, что церкви не принимают теологическое оправдание материального успеха, называя последний грехом сребролюбия. Христианству, и это подтверждено в Заявлении, противен культ личности, современные светские методы утверждения в обществе веры, Церкви, человека, тем более – духовного руководителя.
Мысль о том, что тот, кто желает успеха, придет за советом к успешному человеку, сама по себе не является крамольной. Но при чем тут христианство, Церковь, священник или пастор?! Типичные протестантские установки в христианской вере — успешное предпринимательство, трудолюбие, добропорядочность, набожность, покорность власти, а также обещание соответствующего вознаграждения за это (обогащение во имя Бога) – включали также и тезис о «светском аскетизме», который требует полной преданности человека своим делам, бережливости, а также отказа от комфорта, развлечений, излишних радостей жизни. Помнят ли все христиане, в т.ч. и протестанты, об этом? Заявление напомнило об истинной сути христианства, о назначении Церкви, об ответственности ее лидеров за судьбу людей, а особенно в ситуации экономического кризиса. Открыто раздался голос в защиту обездоленных, обманутых, разуверенных, то есть нуждающихся в помощи. Другими словами, в документе ясно выписано евангельское понимание статуса и призвания Церкви в современном мире: Богу – Богово, а кесарю – кесарево.
Продемонстрировав способность к самооценке, к формированию критического взгляда на себя, к конструктивному мышлению относительно исправления ситуации (что является не таким уже частым и распространенным явлением в религиозном мире), протестантские Церкви призывали к покаянию. Именно такое покаяние-извинение недавно принесла Католическая Церковь за времена инквизиции, крестовых походов, сжигания вольнодумцев. Результатом покаяния стало взаимное снятие в 1965 году анафем Римским Папой Павлом VI и Константинопольским Патриархом Афинагором І. Можно привести и другие примеры. Раскаяние несет очищение, свидетельствует о признании своей вины. Понятно, что для покаяния нужно иметь особенное мужество – мужество признавать свои ошибки. Часто религиозные лидеры, занимая длительное время высокие посты, уверенны в своей безгрешности, и здесь не только вина самих лидеров, но и того окружения, которое, собственно, и сакрализирует своего лидера, возносит его в ранг полубога, а этот полубог со временем теряет ощущение реальности. Христианские добродетели (скромность, аскетичность и тому подобное) становятся все менее присущими духовным и религиозным лидерам. Поэтому теперь выбор за самим Сандеем Аделаджей: покаяться или нет.
Вместе с тем, содержание Заявления фиксирует отсутствие единства среди протестантов. Существующие в протестантской среде расхождения в их понимании Библии, мира, в формировании стратегий поведения являются, по мнению одних, признаком раздора среди христиан, а потому подлежат осуждению. Другие же убеждены, что наличие нескольких позиций нужно воспринять одобрительно, поскольку это говорит о достаточно выразительном уровне самоосознания евангельскими церквами своей причастности к христианству, идентификации себя именно с евангельским направлением. Считается, что отличающаяся от твоей точка зрения побуждает смелее артикулировать свои вероисповедные принципы, более четко определить, что отвечает духу учения, а что нет. Что это, как ни развитие социальной концепции протестантов, их богословия?
Размышляя над значением этого Заявления для последующего развития евангельского христианства, в частности о том, ослабит оно позиции данной конфессии или наоборот – усилит, думаю, что этот случай, при всех расхождениях в понимании миссии Церкви, не приведет к новому расколу. Несмотря на достаточно решительный тон Заявления, который где-то чем-то напоминает православное анафемствование, можно ожидать лишь обострения отношений между церквями, хотя в Заявлении и содержатся призывы к взаимопониманию. За прогнозируемым отказом Аделаджи покинуть свое служение в церкви и решительностью церквей не изменять принятых решений стоят более глубинные вещи, которые сопровождают христианскую Церковь от самого ее происхождения. И в настоящее время евангельским церквям, как и сотни лет назад, надлежит ответить, как жить в этом мире? отказаться от «прелестей» жизни, осудив мирское, или приспособиться к нему? избрать ценности вечной жизни или сытого ежедневного существования? И Заявление ясно показало, что является приоритетным для большинства евангельских христиан.