Из могилы Марии Магдалины сделали «археологическую порнографию»
Специалист по древним текстам из иерусалимского Университета Святой земли Стивен Пфанн раскритиковал фильм создателя «Титаника» Джеймса Кэмерона и канадского режиссера-документалиста израильского происхождения Симхи Якобовици «Потерянная могила Христа», сообщает Associated Press.
По мнению ученого, создатели фильма ошиблись, когда заявили, что им удалось найти могилу Марии Магдалины.
Картина рассказывает зрителю об истории археологического открытия, совершенного в 1980 году в пещере возле иерусалимского квартала Тальпийот, где ученые обнаружили 10 саркофагов. На некоторых из них царапины складывались в слова, которые можно было прочесть как «Иосиф Иисус - сын Иосифа», «Мария из Мары», «Иуда, сын Иисуса». Все это время израильские ученые не придавали этим находкам особого значения. А вот режиссер Джеймс Камерон задался вопросом: что если это те самые Иисус, Иосиф, Мария и Иуда? И тут же пошел в своих предположениях еще дальше: что если Иуда - это сын Иисуса и Марии Магдалины?
Якобовици утверждал, что имя Mariamene e Mara, вырезанное на одном из саркофагов, которое можно перевести, как «Мария – владелец», было достаточно редким в описываемую эпоху и это свидетельствует в пользу версии, выдвигаемой в фильме. Проанализировав текст, Пфанн написал статью, в которой он заявил, что надпись на саркофаге нельзя интерпретировать, как Mariamene.
По его мнению, слово составлено из двух, написанных в разное время: вначале там появилось надпись Mariame, а позже, когда в саркофаге захоронили кости еще одной женщины, было дописано kai Mara, - «and Mara». Это, как уточнил Пфанн, форма написания имени Марта. Таким образом, в целом надпись значит «Мария и Марта».
Таким образом, «принимая во внимание все вышеизложенное, нет никакой причины связывать этот склеп с Марией Магдалиной или любым другим человеком, описанным в Библии», - подвел итог Пфанн.
Профессор Университета Ла Верне Джонатан Рид вообще назвал картину Камерона «археологической порнографией» и добавил, что предположения могут быть самыми фантастическими, но к истине это никакого отношения не имеет.
По мнению других теологов и историков, работа Симхи Якобовичи имеет мало общего с документальным кино. В двухчасовом фильме – масса драматизаций, причем эти сцены построены на апокрифических данных, не подтверждающихся исторически, сообщает «Новое русское слово».
Согласно одному из таких апокрифов, Мария Магдалина была с группой последователей Иисуса посажена в лодку и отправлена прочь из Святой Земли. Она якобы спаслась и оказалась во Франции, а на склоне лет вернулась в Иерусалим. Но даже из этого апокрифа не следует, что у нее был общий с Иисусом сын – Иуда, чей оссуарий найден в том же склепе.