Глубока ли пропасть ?
«Религиозная пропасть», существующая в штате Юта, — пресловутое разделение между мормонами и немормонами — выглядела не такой уж большой в лекции, которую во вторник прочел Дэвид Ноултон, социоантрополог из колледжа Юта-Вэлли. Он выступал в рамках семинара о разнообразии и социальной справедливости, организованного колледжем социальной работы при Университете штата Юта.
Позаимствовав удачное выражение Джен Шиппс — самого известного знатока истории мормонов, не принадлежащего к церкви СПД, — Ноултон назвал американский Запад «пышкой, в которой кое-чего не хватает — дырки». И эта дырка — Юта. «Юта не вписывается в классическую историю страны, с ее ковбоями, золотоискателями и пионерами. Почему? Этот демон, Бригам Янг, по-прежнему не дает нам жить спокойно».
Религиозные вопросы в штате Юта, признал Ноултон, «изысканно сложны... Религия не дает этому штату жить спокойно. Она повсюду, она висит в воздухе, и все же ее очень трудно ухватить. Она похожа на призрак». Подобно «Элли в волшебной стране», мы должны «сорвать с волшебника занавес», сказал Ноултон. Юта «во многом непохожа ни на один другой штат — уникальный регион в том же смысле, в каком уникальны Новая Англия и Юг».
«Ни в одном другом штате США столь большая доля людей не принадлежит к одной религии. Эта религия, с ее жесткой иерархией и идеей пророческой власти, по своему устройству непохожа ни на одну другую традиционную религию в США. Это не просто церковь . Это цивилизация , общество . Это центр империи ».
По словам Ноултона, другие религии, которые имеют много последователей в штатах Миссури, Массачусетс и Нью-Йорк (Ассамблеи Бога, Христианская Наука и Свидетели Иеговы), не имеют в этих штатах такого влияния, какое имеют в Юте мормоны. «Братья в Юте обладают огромной властью», — сказал он.
Ноултон также отметил, что, «когда пришел Бригам, он привел с собой датчан, янки, жителей Йоркшира и Уэльса» — почему же уэльсцы перестали говорить на своем родном языке? Уэльсцы, пришедшие в Юту, были очень привязаны к своему языку. Однако произошел исторический феномен — в течение одного поколения от языка не осталось и следа».
По словам Ноултона, в Юте живет больше датчан, чем в любом другом штате: «Для Дании мы — то же самое, что для Норвежцев Висконсин. Во многих местах на Среднем Западе старшее поколение все еще говорит на датском, шведском и норвежском. В Айове говорят по-немецки. В Юте скандинавские языки исчезли на протяжении одного поколения». Это «необычный процесс этногенеза», — сказал Ноултон, — «процесс создания этноса».
Нет ни одного другого штата, по словам Ноултона, где бы «родственные связи значили так много, как здесь».
«Мы словно семья — это очень важный аспект объединения. Странные люди, которые живут рядом с нами, — это чужаки, не принадлежащие к нашей семье. Так что дело не просто в мормонах и немормонах . Я бы сказал, что нужно говорить о мормонах, чужаках, бывших мормонах, а равно и тех немормонах, которые являются частью этого некогда мормонского сообщества. Важен не столько религиозный, сколько обыкновенный семейный аспект».