Учение о преуспевании: опасно полагаться на веру, как на волшебный эликсир
Пол Пратер
Недавно журнал «Тайм» исследовал феномен популярности «теологии процветания» — движения, которое также называют «движение Веры», «здоровье и преуспевание» и «назови и потребуй». Мой интерес к этому вопросу не мимолетен. Я считаю, что это учение отчасти стало причиной смерти моей жены.
Статьи в «Таймс» были посвящены Джоелу Остину, Т. Д. Джейксу и Крефло Доллару как наиболее заметным проповедникам теологии преуспевания. Речь, в основном, шла об их вере в финансовое благосостояние. Но, хотя «Таймс» и умолчал об этом, другой стороной данного учения является божественное исцеление — отсюда и одно из названий движения, «здоровье и преуспевание». К примеру, я слышал проповедь Остина, в которой тот рассказал, что его мать исцелилась от запущенного рака, и приписал исцеление ее неослабной вере. Когда моя жена, Рене, заболела, она читала книгу Доди Остин «Исцелена от рака» ( Healed of Cancer ).
Доди Остин |
В любом случае, Остин, Джейкс и Доллар — лишь три отдельных представителя гораздо большего движения. Учение о преуспевании проповедуют многие менее известные служители . В некоторых деталях их взгляды различаются — и некоторые гораздо более радикальны, чем вышеназванная троица.
В целом, теология преуспевания утверждает, что все, что происходит с нами, является результатом нашей веры в Бога или ее недостатка. Если мы проявляем достаточную веру, Бог дает нам то, чего мы хотим, будь то «Харлей» или чудесное исцеление от СПИДа. Проповедники преуспевания требуют от христиан заоблачного уровня веры. Они настаивают, что христиане должны произносить только позитивные слова, поскольку негативные слова — признак сомнения.
Вами может овладеть «дух бедности», говорят эти проповедники, — бесовский дух, который хочет видеть вас бедными. Но если вы непреклонно отказываетесь признавать свою бедность, и если у вас достаточно веры (и, зачастую, если вы пожертвуете некоему конкретному проповеднику осязаемую сумму), Бог просто обязан — потому что Он связал Себя обещанием — дать вам богатство.
Аналогичным образом, вы можете заболеть. Но если вы достаточно сильно напряжете свою веру и будете постоянно твердить всем, что с вами все в порядке, Бог просто обязан исцелить вас — и так каждый раз, без исключения.
Подтекст очевиден: если ты не здоров и не богат, ты слаб как христианин. Если ты страдаешь, это твоя вина — ты не веришь тому, что сказал Бог.
В конце 1996 или начале 1997 года Рене обнаружила у себя в левой груди опухоль. За много лет до того она начала слушать выступления телепроповедников Кеннета и Глории Коупланд, столпов движения преуспевания. Она слушала и других проповедников преуспевания, но Коупланды были ее любимыми. Мне и самому нравилось их слушать. Я использовал некоторые их утверждения в своих собственных проповедях. Мы с Рене побывали на одной из больших конференций Коупландов в Техасе и узнали немало полезного. Но мое восхищение теологией преуспевания не шло ни в какое сравнение с чувствами моей жены.
Кеннет и Глория Коупланд |
Я видел в учении проповедников Веры отдельные истинные моменты. Многие из нас действительно подрезают себе крылья своим слишком негативным отношением, своим недоверием к Богу. Однако я не считал веру волшебной палочкой, с помощью которой можно защититься от превратностей судьбы. Мысль о том, что верующие могут не поддаваться бедности и болезням противоречит не только учению Христа, но и двухтысячелетнему опыту Церкви. Она противоречит здравому смыслу . В конце концов , Иисуса распяли . Св. Петр сказал: «Серебра и золота нет у меня». Св. Павел сетовал на свои телесные недуги и на болезни своих соработников.
Когда Рене нашла у себя опухоль, она решила, что сможет победить ее верой. Она молилась об исцелении груди и провозглашала себя здоровой . Она верила , что Бог должен ее исцелить .
Я говорил: Бог хочет, чтобы мы верили, но Он также дал нам мозги и способность ими пользоваться. Конечно, мы должны молиться — но все же сходи к врачу. Она отвечала, что я живу в «сомнении и неверии» — популярный штамп среди проповедников преуспевания. Она так и не пошла к врачу — целых три года. К тому времени рак уже затронул обе груди, кости и печень. Она была неоперабельна.
Еще целых пять лет она говорила о том, каким чудесным свидетельством будет, когда Бог исцелит ее. Она каждый день смотрела выступления Коупландов, Доллара или Остина по телевизору или слушала записи их проповедей. Она записалась на заочный курс обучения по божественному исцелению.
Мы даже не могли честно и откровенно обсудить ситуацию — Рене считала ересью признание, что она может не получить исцеления. Все это сводило меня с ума.
Я не возлагаю всю вину за смерть Рене на проповедников преуспевания. Не их вина, что она заболела раком. Кроме того, если уж быть до конца честным, они никогда не говорят прямым текстом, что христиане должны отказаться от услуг врачей. Тем не менее, прослушав сотни проповедей о преуспевании, я думаю, что реакция Рене была предсказуема. Ключевая идея евангелия здоровья и преуспевания такова: вера — это все, что тебе нужно. Очень заманчиво.
Однако Бог — это не космический банкомат, подключенный к бездонному банковскому счету. Невозможно набрать пароль — несколько стандартных библейских стихов или правильных молитв-заклинаний — и получить гору 50-долларовых банкнот. Аналогичным образом, Бог не даст тебе чудесное исцеление, когда тебе этого хочется. Возможно , именно Бог дал нам врачей и науку .
Старый афоризм гласит: если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, возможно, так оно и есть. Это вполне справедливо в отношении теологии преуспевания. Она звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, именно потому, что в ней нет правды. А в некоторых случаях она может стоить жизни .