Матери-мормонки о трудностях жизни в церкви СПД
Хотя в учении церкви СПД и выступлениях лидеров церкви роль матери оценивается очень высоко, для многих матерей повседневная реальность такова, что они не находят одобрения в церкви, если не соответствуют образу «идеальной жены», которая сидит дома и воспитывает детей. В воскресенье в Университете штата Юта состоялся ежегодный Форум женщин-мормонок, на котором обсуждалась тема «Хорошо ли церковь СПД на самом деле поддерживает матерей?»
Все четверо вступающих были членами церкви СПД, имели профессию и нескольких детей — многообразие их жизненного опыта помогло осветить различные аспекты проблемы.
Дженнифер Мур, старший юрист Комиссии по ценным бумагам и биржам США в Солт-Лейк Сити, рассказала, что, когда она жила в Нью-Йорке, ей нравилась семейная жизнь в церкви СПД — пока ее муж не признался в том, что он гомосексуалист. Дженнифер тогда была на первых месяцах беременности, и это откровение — равно как и последующие тщетные молитвы о том, чтобы муж сменил ориентацию, — разбило ее мир вдребезги. Испытав на себе тяготы жизни матери-одиночки, она утверждает, что церковь СПД поддерживает матерей, «но только не всех».
Поначалу единоверцы постоянно подталкивали их с мужем к решению обзавестись детьми, и она пережила еще большее потрясение, когда президент ее кола предложил ей подумать о том, чтобы передать ребенка на усыновление. Дженнифер говорит, что чувствовала поддержку, когда решила вновь выйти замуж, но добавляет, что церковь ничем не помогает «родителям-одиночкам, которые пытаются найти нового супруга». Она рассказывает, что в роли матери-одиночки оказалась в такой изоляции, что по воскресеньям ей легче было пойти в парк, чем в церковь.
В конце концов, она вышла замуж за человека, который ничего не знал ни о Юте, ни о святых последних дней, и ее очень огорчает мнение о том, что женщины должны всецело жить на средства мужа. Она говорит, что ей удавалось в одиночку обеспечить свою семью, однако многие женщины-мормонки в такой же ситуации не имеют такой возможности, поскольку им внушили, что их место — дома, с детьми. Таким женщинам оказывают всемерную заботу и поддержку, но «к другим, которых больше, и которые должны своим трудом зарабатывать на хлеб», относятся как не соответствующим идеалу.
Кристи Финлейсон, мать троих детей, рассказывает, что ее с детства готовили к роли образцовой домохозяйки, но она столкнулась с вопросом о том, почему у нее нет права благословлять детей или друзей. Она говорит, что в учении и жизни церкви СПД образ Небесной Матери, нежно заботящейся о своих детях, не получает должного внимания и, как правило, игнорируется. «Между тем, что руководство церкви говорит о материнстве, и сущностью Небесной Матери есть несоответствие», — говорит она.
Когда Дженнифер сказала мужу, что собирается дать дочери после крещения материнское благословение, он ответил, что она заходит слишком далеко. Церковь учит, что постоянная материнская забота необходима для нормального развития детей, и что мать нельзя заменить никем и ничем. Однако замаливая вопрос о Небесной Матери, говорит Дженнифер, церковь не дает женщинам такой духовной опоры, какую учение о Небесном Отце дает мужчинам. «Пока мы не добьемся четкого учения по этому вопросу, мы будем безуспешно пытаться понять себя», — говорит она.
Сара Рэй Олред пытается совмещать обязанности матери двух детей с научной работой по нейробиологии. По ее словам, высшее руководство церкви провозглашает материнство святым делом, однако на самом деле речь о поддержке со стороны церкви — которая либо есть, либо ее нет, — идет в повседневной домашней жизни, в жизни ее прихода и в отношениях с ее друзьями-мормонами. Она видит, что в некоторых приходах взаимоотношения между людьми и усилия действительно направлены на помощь матерям, существуют разнообразные группы по интересам, вроде книжного клуба, где матери, несмотря на разницу в возрасте, занятиях и семейном положении могут найти помощь.
В ее первом приходе, в Сиэтле, таких возможностей было много, а новый приход, в Вашингтоне, не предлагает никаких возможностей помимо ежедневных собраний Общества милосердия. Когда Сара Рэй договорилась с двумя молодыми матерями еженедельно встречаться в церкви, поскольку их квартиры были слишком малы, епископ прихода наложил свое вето, потому что никто из священников не мог присутствовать на этих встречах.
Маргерит Дриссен |
Некоторые программы Института СПД подходят для матерей, поскольку они помогают в воспитании детей, а некоторые — наоборот. Таким образом, женщинам приходится искать выход вне официальных церковных мероприятий и искать общения с другими женщинами с такими же интересами и потребностями.
Магерит Дриссен, мать пятерых детей, в августе ушедшая с должности профессора права в Университете им. Бригама Янга, говорит, что евангелие и богословие церкви СПД слишком негибки, чтобы члены церкви могли в полной мере воплотить эти принципы на практике, когда дело доходит до вопросов многообразия, нетрадиционных отношений и неизвестных факторов – таких как Небесная Мать. Чернокожая женщина, работающая на полную ставку в церковном университете, она видит, что учения церкви о необходимости развивать свою личность и о материнстве как важнейшей обязанности женщины не стыкуются друг с другом. Хотя университет пытается разнообразить свой преподавательский состав, «мне сказали, что я сохраню должность лишь в том случае, если докажу, что о моем ребенке надлежащим образом заботятся. Я поняла это так, что мне придется выбирать между преподаванием права и материнством, и выбор был очевиден». Теперь она посвящает все свое время детям и спрашивает себя, как скоро переменятся взгляды церкви.
Маргерит слышала всевозможные объяснения того, почему до 1978 года чернокожим не позволяли иметь священство, но после тщательного изучения вопроса пришла к выводу, что все эти объяснения придуманы людьми, которых не устраивает нынешнее положение дел. Такова цена, которую люди всегда платили за то, что живут в греховном мире, говорит она. «Я могу говорить либо о прогрессе в межрасовых отношениях, либо о том, с чем мне приходится иметь дело сейчас. Это одно и то же — оба вопроса стоят как внутри церкви, так и вне ее».