Атеизм остался уделом сверхблагополучных стран
Рост религиозности, по крайней мере декларируемой, в России очевиден. Десять лет назад, по данным "Левада-центра", россияне поровну (44% против 43%) делились на тех, кто объявлял себя верующим и считал себя атеистом. Сейчас соотношение изменилось до 62% против 28%. По мировым меркам, однако, религиозность россиян невелика. В составленном американским Pitzer College "рейтинге атеизма" за 2005 год Россия занимает 12-ю позицию из 50. Исследователи проанализировали целый ряд работ и статистических данных и пришли в выводу, что до 48% россиян – атеисты или агностики. По этому показателю их опережают только страны Северной Европы (где уровень атеизма доходит до 80%), Япония, Южная Корея, Франция, Германия, Чехия.
Эксперты Pitzer College констатируют, что развитые европейские государства наименее религиозны, причем процесс секуляризации продолжается и даже ускоряется. Их выводы подтверждаются опросами, проведенными в разные годы World Values Survey. К примеру, за период с 1990 по 2000 годы число тех, кто говорил, что вера для него очень важна, сократилось в Великобритании с 16% до 14,4%, в Испании – с 18,6% до 15,7%, во Франции – с 9,6% до 8,5%. Показательно сокращение числа верующих в такой традиционно религиозной стране, как США. По данным Harris Interactive, в 1994 году 95% американцев заявляли, что верят в Бога. В 2005 году таких оказалось 82%. "В мире никогда еще не было так много атеистов, как сейчас",– констатируют эксперты Pitzer College.
Однако сокращение числа верующих в развитых странах входит в противоречие с общемировой тенденцией. Мир в целом становится более религиозным. Большую часть населения планеты составляют жители развивающихся государств, где религиозность намного выше и продолжает расти. Например, по данным Pew Research, в 2002 году доля глубоко верующих в Европе составляла около 20%, в Латинской Америке – 60-80%, а в Африке – около 100%. И население в религиозных странах быстро увеличивается, в отличие от атеистической Европы.
Подъем религиозного самосознания принято ассоциировать в первую очередь с исламскими странами. В действительности многие страны, например, в Латинской Америке переживают настоящий "религиозный ренессанс". Просто религиозное самосознание здесь не принимает форм фанатизма, и потому процесс не так заметен. Например, в Мексике доля тех, кто заявляет, что вера для него очень важна, выросла с 1990 по 2000 годы почти в два раза – с 44% до 82,5%.
В XX веке распространение атеизма связывалось с влиянием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и популярностью социалистических теорий. Рост религиозности в последние 15 лет свидетельствует о смене тенденции. Эксперты склонны указывать на его социальные корни. "Большая социальная и личная безопасность порождает более атеистические настроения в обществе",– считают авторы доклада Pitzer College. А кризисная социальная ситуация (как, например, в Мексике 1990-х) ведет к росту религиозности. Прослеживается некоторая связь между уровнем неравенства и религиозностью. По крайней мере, население стран, где неравенство выросло в последние десятилетия, демонстрирует растущую склонность к религии. Еще одно популярное объяснение – рост религиозности является ответом на глобализацию. Именно поэтому он совпал с крушением биполярной модели мира даже в тех странах, которые не входили в социалистический блок. Поворот к религии – своеобразная реакция на слишком быстрые изменения и экспансию мультикультурализма.
Еще один важный фактор "религиозного ренессанса" – возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь. "С конца 1970-х религия стала возвращаться в общественную, в публичную жизнь",– говорит профессор Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. Лидером этих процессов стал мусульманский мир, а точкой отсчета, по его мнению, можно считать исламскую революцию 1979 года в Иране. Затем последовало несколько знаковых событий по всему миру: всплеск конкурентной борьбы католиков и протестантов в Латинской Америке в 1980-х, выход индуистской партии на арену большой политики Индии в 1990-е.
Девальвация идей социализма, выполнявших роль "оппозиционной религии" – идейной платформы оппозиции, привела к тому, что религиозные организации вновь стали актуальны, особенно в неблагополучных государствах. Во многом благодаря этому был обеспечен "религиозный ренессанс" в развивающихся странах. Однако возвращение религии в политику характерно не только для них, но и для мировых лидеров – например, США. И весьма возможно, волна десекуляризации политики еще далека от своего пика.
КОММЕНТАРИЙ: Статистические выкладки о духовных предпочтениях и религиозных организациях — весьма противоречивая штука, особенно если вопрос поставлен замысловатым образом. Если спросить, например, «К какой религиозной конфессии Вы себя причисляете?», мы получим один спектр ответов. Если спросить, «Являетесь ли Вы прихожанином какого-либо православного храма?» — совершенно другой.
Очень интересны данные исследований К. Каариайнен и Д. Фурмана о том, во что верят наши соотечественники (по данным на 1999 год): 61% верят в Бога; 24% — в загробную жизнь; 31% — в существование дьявола; 26% — в ад; 31% — в рай; 10% — в воскресение мертвых; 21% — в переселение душ; 42% — в астрологию; 45% — в магию и 47% — в колдовство. Атеистами назвали себя только 5% и неверующими — 22%. Как справедливо отмечает автор статьи, рост религиозности среди россиян очевиден, но что несет в себе эта растущая религиозность? Является ли она показателем благополучия в нашей стране? По данным тех же ученых, К. Каариайнена и Д. Фурмана, примерное число верующих, хотя бы один раз в два месяца принимающих Святое Причастие составляет 4%. Из приведенной выше цитаты мы видим, что только 10% верят в воскресение из мертвых. Для любого христианина Причастие является неотъемлемой частью духовной жизни, и никто другой, кроме христиан, причастие не принимает. Иными словами, можно сказать, что даже если 82% опрошенных (Старые церкви, новые верующие, с. 16) назвали себя православными, реально таковыми являются лишь от 4 до 10% (Важно учесть, что причащаются не только православные, но и католики, и протестанты, и сектанты, а верят в воскресение после смерти и некоторые нехристианские группы). А теперь давайте вспомним, какие цифры приводит автор статьи : больше половины наших соотечественников — верующие. А из приведенных выше данных мы знаем, что доля христиан и приверженцев других традиционных религий в этом числе очень мала, зато « 42% верят в астрологию, 45% — в магию, и 47% — в колдовство». Как мне видится, эта неутешительная статистика может говорить скорее о том, что в нашей стране идет активный рост оккультных и неоязыческих верований. Наша религиозность растет, но питается она в больше своей части эзотерическими, восточными и гностическими учениями. Как это повлияет на общество в целом и на отдельные церкви, покажет время, но мне с трудом верится, что магия, астрология и оккультизм могут принести что-то положительное в нашу жизнь. Впору говорить о возрождении оккультизма и неоязычества. — Павел Столяров |