Четыре десятилетия независимой мормонской мысли
Обложка журнала за лето 1997 года |
В 1965 году небольшая группа молодых мормонских интеллектуалов, живших в окрестностях г. Стэнфорд, Калифорния, решила направить свои стопы туда, куда боялись ступить более робкие ангелы. Уверенные в том, что многие мормоны будут рады принять участие в живом публичном обсуждении своих взглядов, они окрестили свой новый форум «Диалог: Дневник мормонской мысли». Сегодня, 40 лет спустя, «Диалог» остается главной отдушиной для новаторских, заставляющих думать статей, эссе, произведений литературы, поэзии и искусства.
В первом номере журнала (весна 1966), один из его редакторов, Юджин Ингланд, так объяснил потребность в «Диалоге»: «Мое вероисповедание некоторыми своими конкретными учениями порождает во мне, как мормоне, чувство, что каждый человек вовеки уникален и в потенциале богоподобен, что каждый человек имеет право быть услышанным, и что мы можем научиться от каждого человека чему-то важному, если мы сможем его услышать — если он сможет сказать, а мы сможем внимательно слушать. Для тех, кто на это способен, открывается возможность диалога. Такой диалог не решит все наши интеллектуальные и духовные проблемы — и не даст нам спасения — но он принесет нам радость, откроет новые перспективы и поможет нам вступить в диалог с наши самым сокровенным „Я“ и с нашим Богом, что может дать нам спасение».
К создателям «Диалога» примкнули разрозненные, но объединенные единой идеей редакторы, в числе которых были самые светлые умы церкви — например профессор юриспруденции Чикагского университета и будущий апостол СПД Даллин Оукс. Видение этих людей отражало оптимистический настрой некоторых руководителей СПД, таких как Хью Браун, который в 1969 году обратился к студентам Университета им. Бригама Янга с такими словами: «Нас беспокоит не столько ортодоксальность или еретичность ваших мыслей, сколько есть ли у вас какие-то мысли вообще» (LDS Church News, 24.05.1969).
Менее чем 20 лет спустя аналогичные чувства выразил другой советник президента церкви, Гордон Хинкли: «В нашем богословии основополагающее место отводится вере в личную свободу исследования, мысли и высказывания. Конструктивное обсуждение — это привилегия каждого святого последних дней» (Ensign, 09.1985).
После 1966 года «Диалог» пережил много взлетов и падений, при этом продолжая публиковать впечатляющее количество глубоких, побуждающих к размышлениям материалов. В числе последних были такие статьи, как «Поиск истины и смысла в мормонской истории» будущего официального историка церкви СПД Леонарда Аррингтона, исследование мормонских храмовых ритуалов Дэвида Бюргера, «Учение о неграх в мормонизме» Лестера Буша, «Пророки, ученые и эволюция: неудобное сочетание» Дуэйна Джеффери, «Что значит церковь для таких людей, как я» Ричарда Полла, исследование Майкла Куинна о многоженстве среди мормонов после 1890 года, «Нову как родина мормонского многоженства» Джорджа Д. Смита и «Преображение Бригама Янга в 1844 году» Ричарда Ван-Вагонера. Эти и многие другие статьи поднимали новые вопросы и влияли на то, как преподносятся и изучаются история и учение СПД.
Вклад издателей «Диалога» в жизнь церкви СПД — зачастую непризнанный — является постоянным напоминанием о том, как важны независимость мышления и свобода слова для любой организации. Благодаря «Диалогу» и другим независимым форумам интеллектуальная и духовная жизнь церкви СПД в XXI веке остается не только богатой, но и живой.
КОММЕНТАРИЙ: Любым проявлениям свободомыслия в среде мормонов можно только радоваться. К сожалению, какой бы "оптимизм" в этом отношении не проявляли участники "Диалога" или руководители церкви СПД, в реальной жизни все упирается в абсолютный и неоспримый авторитет пророка и президента церкви. Еще в 1945 году в одном мормонском издании появилось указание приходским работникам, в котором был такой абзац:
Сегодняшние мормонские апологеты утверждают, что это заявление попало в печать случайно, что оно было вскоре изъято, и что оно не выражает истинного учения церкви СПД о пророках. Однако абсолютно те же представления о роли и непогрешимости пророка мы находим в официальном церковном учебнике "Основы Евангелия":
Таким образом, плоды свободомыслия мормонов навсегда останутся их личным мнением, не отражающим официальной позиции церкви СПД. К сожалению, такая ситуация не только не приносит пользы, но и порождает ненужную путаницу. Когда либеральные, "свободомыслящие" (вроде упомянутого ниже Роберта Миллета) мормоны публично обсуждают с христианами учение СПД, может создаться впечатление, что между мормонами и христианами есть гораздо больше сходства, чем мы всегда думали. Однако не следует забывать, что эти либералы выражают лишь свое личное мнение — официальное учение же церкви СПД осталось неизменным в своих еретических заблуждениях. — Дмитрий Розет |