Церковь СПД в Чили
Гордон Б. Хинкли на посвящении храма в Сантьяго |
За те 50 лет, что миссионеры СПД трудились в Чили, количество членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней выросло до 540 000 человек — третья по величине община мормонов за пределами США (больше только в Мексике и Бразилии). Ученые говорят, что приверженность мормонов традиционным семейным ценностям, уверенность в своих силах и учение о вечном прогрессе близки чилийцам — жителям номинально-католической страны с многочисленным средним классом, повышенным интересом к образованию и бурно развивающейся экономикой. «Чилийцы придерживаются традиционных представлений о нравственности и очень религиозны», — говорит Кэтрин Хаттер, которая написала магистерскую диссертацию о мормонах в Чили. — «Католическая церковь не сумела удовлетворить все духовные нужды населения».
Хотя новообращенные мормоны и похожи на своих единоверцев из Юты, сходство между ними неполное. Они более эмоциональны и экспрессивны, их традиции более красочны. «Они выросли в церкви не для того, чтобы усвоить все наши… ммм… привычки… ммм… запреты», — говорит старейшина Дэвид Бродигард, молодой миссионер из штата Огайо, трудящийся на Чилийском побережье. В целом приверженные традиционным ценностям чилийцы более терпимо относятся к нетрадиционным видам брака. В конце концов, половина детей рождается вне брака.
Крестить чилийцев просто. Они без труда находят Иисуса среди мормонов, меняют авторитет Папы на авторитет пророка и начинают получать видения основателя церкви Иосифа Смита вместо видений Девы Мария. Но превратить их в убежденных святых последних дней — совсем другое дело. В мормонской пастве остается меньше трети крещеных.
Джеффри Р. Холланд |
«Мы меняем их жизнь», — говорит апостол СПД Джеффри Холланд, который уже два года руководит работой церкви в Чили. — «Удержать людей в церкви — непростая задача».
Традиционно семьи в Чили существовали без лишних формальностей. Если кто-то хотел разойтись с партнером, католическая церковь могла объявить брак расторгнутым. Но многие просто расходились, не утруждая себя составлением бумаг и без одобрения властей. Последующие браки не признавались ни церковью, ни государством. В такой обстановке церковь СПД без шума крестила партнеров, живущих вне брака, — особенно если они жили вместе уже долго или имели общих детей. Но речи о том, чтобы «запечатлеть» эти супружества в храме «на вечность», не могло быть и речи. Теперь церковь запрещает даже крестить людей, ведущих такую жизнь. Вопрос брака — это головная боль для миссионеров, а иногда потенциальные новообращенные из-за него теряют интерес к церкви. Но это лишь одна из нескольких причин, из-за которых члены или потенциальные члены церкви отпадают.
Для многих уход из христианской церкви и присоединение к мормонской церкви — это большой шаг, особенно с точки зрения требований, которые церковь СПД предъявляет к своим членам. Поскольку у церкви нет оплачиваемого священства, новым членам приходится брать на себя различные функции: раздачу причастия, проповеди, уроки в воскресной школе, организацию досуга для молодежи и благотворительную работу — и все это каждую неделю. Кроме того, члены церкви, которые хотят попасть в храм, воздерживаются от кофе, табака и алкоголя, что может быть непростым делом в Чили, поскольку эта страна — крупнейший экспортер вина. Но самая большая проблема — это, конечно, десятина. Церковь требует, чтобы все ее члены жертвовали десятую часть своего годового дохода, и не все новообращенные понимают или принимают это требование. В таком случае они не могут войти в храм и стать полноценными членами церкви. Бывало, десятину не платили даже некоторые епископы и президенты приходов.
Тед Лион |
Тед Лион — специалист по Латинской Америке из Университета им. Бригама Янга, служивший президентом миссии на юге Чили в 1996 -1999 гг. и президентом Центра подготовки миссионеров в Сантьяго в 2002-2004 гг., — считает, что кратковременность пребывания людей в церкви объясняется некоторыми факторами. Слишком многие были крещены прежде, чем приняли решение платить десятину и посещать церковь, а культура стимулирует равнодушное отношение к религиозной жизни.
Летом 2002 года президент Хинкли заговорил с апостолами о возможности послать одного из них за границу — в Чили или на Филиппины — на длительный срок. Однажды Хинкли вызвал Холланда к себе в кабинет и коротко сказал: «Вам понравится Чили. Собирайте чемоданы». Холланд был ошарашен: «Я ровным счетом ничего не знал о Чили и не мог связать двух слов по-испански». Не прошло и шести недель, как они с женой уже были в самолете, летящем в Сантьяго. Перед апостолом стояло две задачи: укрепить местное церковное руководство, которое, в свою очередь, поможет новообращенным остаться в церкви, и познакомиться с тем, как живет церковь за рубежом.
Статистика по Чили:
Источник:
Ted Lyon, Brigham Young University specialist on Latin America |
Холланд ринулся в дело прямо с трапа самолета. Он познакомился с девятью президентами миссий, почти с двумя тысячами миссионеров, со всеми президентами кольев и изучил каждую сторону жизни церкви, чтобы решить, что в ней можно изменить к лучшему. В конечном итоге, он сократил число приходов в коле с сотни до 74, изменил политику церкви с тем, чтобы новообращенные обязательно посещали церковь три недели подряд, и призвал миссионеров посвящать 25 часов в неделю возвращению в церковь неактивных членов, пожертвовав ради этого количеством крещений. Холланд сказал миссионерам, что они до конца жизни несут ответственность за тех, кого крестил.
Похоже, его усилия не прошли даром. Ситуация в кольях улучшилась, все больше верующих берут на себя те или иные обязанности. Больше чилийцев стало и среди миссионеров.
11 марта более 45 000 чилийских мормонов заполнили стадион в пригородах Сантьяго, чтобы услышать выступление Хинкли, а на следующий день еще больше мормонов собрались в управлениях кольев, чтобы наблюдать за тем, как их пророк заново посвящает храм. Франсиско Ве, президент зоны, сказал, что жизни людей должны обновиться так же, как и храм. «В Чили наступила новая эпоха».