Ответ атеистов на трагедию в Сэнди -Хук
Сюзан Джекоби |
На прошлой неделе газета New York Times опубликовала статью, которая предлагала точку зрения атеиста на убийство 20 детей и 6 взрослых в начальной школе Сэнди-Хук в штате Коненктикут.
Написать эту статью Сюзан Джекоби побудила фраза ее коллеги, которая сказала, что атеистам «нечего предложить людям, когда они страдают».
Джекоби написала статью под названием «Благословения атеизма» («Здесь и сейчас!» — вопит подзаголовок), чтобы опровергнуть утверждение своей коллеги и предложить атеистическое утешение в качестве альтернативы утешительной религиозной вере в жизнь после смерти. Атеисты не могут верить, что есть какая-то еще жизнь, кроме нынешней. Однако, настаивает Джекоби, атеисты тоже могут предложить утешение тем, кто потерял близких, — например, родителям, чьи дети были убиты в Сэнди-Хук.
Со всяческим уважением к этой известной писательнице я вынужден заявить, что ее статья представляет собой прекрасную иллюстрации той интеллектуальной и эмоциональной пустоты, которая составляет суть атеизма. По существу, статья Джекоби доказывает, что ее коллега была права.
Джекоби цитирует слова Роберта Грина Ингерсолла, умершего в 1899 году. Ингерсолл, по словам Джекоби,
…был одним из самых знаменитых ораторов своего поколения и воплощал собой это сочетание страсти и рациональности. Прозванный «великим агностиком»… он также часто выступал со светскими речами на похоронах и предлагал слушателям утешение, явно считая это важной частью своей миссии. В 1882 году, у могилы ребенка своего друга, он произнес: «Стоящим вокруг этой маленькой могилы с разрывающимися сердцами нет нужды бояться. Более великая и благородная вера во все, что есть, и что будет, подсказывает нам, что смерть, даже в самом худшем случае, — это всего лишь совершенный отдых… Мертвые не страдают».
Роберт Ингерсолл |
Я перечитал эту цитату не менее полудюжины раз, полагая, что каким-то образом не заметил в ней утешительную весть. Но, увы, ничего утешительного в ней попросту не было.
«Мертвые на страдают» — это и есть утешение, которое атеизм предлагает родителям умерших детей? Эта мысль может дать некоторое утешение — хотя все равно несравнимое с утешением, которое предлагает вера в жизнь после смерти — лишь тем, кто потерял близкого человека, страдавшего от долгой и мучительной болезни. Родителям же детей из Сэнди-Хук она не только не дает никакого утешения, но еще и (невольно) оскорбляет их: неужели эти дети так мучились, прежде чем их лишили жизни? Неужели остаться в живых было бы для них мучением? Более того, если речь идет о страданиях родителей, то понимание того, что их ребенок не страдает, пока его тело разлагается в могиле, не принесет им никакого утешения. И, что важнее всего для темы нашего рассуждения, атеистическая весть не несет в себе никакого утешения в сравнении с религиозной вестью о том, что мы, люди, — не просто плоть, но у нас есть вечная душа.
Хотя я убежден, что только Разум (т. е. Бог) мог сотворить разум, я понимаю атеистов. Всякий, кто видит, как сильно и много несправедливо страдают люди, поймет атеиста. Но даже атеисты — собственно, именно атеисты, поскольку они утверждают, что в отличие от верующих руководствуются исключительно логикой и интеллектом, — должны быть честны. Они не могут не признать, что с точки зрения утешения фраза «мертвые не страдают» не идет ни в какое сравнение со словами: «Твой ребенок жив, и ты однажды с ним встретишься».
Со стороны Сюзан Джекоби и едва ли не всех атеистических активистов (включая редакцию газеты New York Times, которая не просто опубликовала ее статью, но поставила ее на видное место) это интеллектуальное нежелание или психологическая неспособность трезво оценить последствия своих атеистических убеждений.
В противном случае, они бы сказали родителям убитых детей из Сэнди-Хук нечто в таком роде:
Как атеисты, мы искренне вам сочувствуем. И мы обещаем еще активнее настаивать на ограничении свободной торговли оружием. Но правда такова, что мы не можем сказать вам утешение ничего, поскольку мы, атеисты, считаем человека всего лишь материей, такой же, как любая другая материя во вселенной, разве что обладающей самосознанием. И потому, когда мы умрем, больше ничего не будет. Более того, по истечении крошечного отрезка времени по меркам вселенной почти всех нас, в том числе и вашего ребенка, полностью забудут, словно нас никогда не было. Жизнь — это случайное стечение обстоятельств . Наше рождение и бытие — большое везение. И вы больше никогда не увидите своего ребенка.
Атеист, имеющий мужество признаться в своих убеждениях, написал бы так. Но газета New York Times этого бы не опубликовала .
Статья Джекоби лишний раз подтвердила справедливость библейской максимы: «Начало мудрости — страх Господень».
Нет Бога, нет и мудрости (взгляните на свой местный университет). И уж конечно нет утешения .