115 лет со дня рождения Порфирия Иванова
Порфирий Иванов |
20 февраля исполняется 115 лет со дня рождения Порфирия Корнеевича Иванова, явившего собой личность вселенского масштаба. Хотя молодому поколению ни имя, ни даже внешний вид Порфирия Иванова зачастую не знакомы, люди среднего возраста и старшего поколения хоть что-то, да слышали об Иванове.
Как минимум – дразнилку "А Порфирий Иванов ходит в стужу без штанов!" И видели по телевизору кадры старца, что ходил всё время босиком и без одежды - в одних шортах… Он ещё советовал закаляться холодной водой. Многие помнят, что на излёте советского строя мода была на обливание перед подъездами.
А потом последователей заклеймили, обозвав сектой. Но о последователях-то надо судить по их делам, а об Иванове по его начинанию. А то получается что-то невразумительное – сектантство, человек босиком по снегу, свод неких правил "Детка", система закаливания, рассказ о том, сколько Иванов провёл в психбольницах и спецтюрьмах.
Один внешний вид Иванова настораживает. Как это – на морозе и раздевшись?! Ненормальный! А последователи - что они там вытворяют? Напрашивается, правда, такая параллель – если речь заходит, например, о христианстве как о вере, то негоже, думается, начинать клеймить Христа за крестовые походы, инквизицию и средневековый обскурантизм. Так же, пожалуй, и с Порфирием Ивановым и его системой.
Вообще удивительно: йогами, что сушат на своём теле в мороз мокрые полотенца, восхищаемся; китайцам, которые благодаря таинственной системе цигун по углям ходят, на острые ножи ложатся, чуть ли шпаги не глотают – аплодируем; про тибетских монахов и всяких хилеров рассказываем с пеной у рта! А что на нашей земле жил человек, который по морозу 35 градусов в степи ходил, неделями без еды и питья мог обходиться, людей лечил, пытался помочь всем, кто готов был его слушать, рассказывал, как не простуживаться и не болеть – так это всё вроде как обыденно. Хотя ведь уже давно было сказано, что нет пророка в своём отечестве.
Что сегодня выше всего ценится в обществе? Комфорт. Не зря же современный социум называют "обществом потребления". Но комфорт расслабляет человека. И отделяет от природы, её естественных составляющих воздуха, воды и земли. Удобный диван, теплое кресло, чашка горячего кофе и сдобные булочки. А тело человека оказывается обездвижено, и многим органам впору атрофироваться. Всё же эмоции и чувства теперь постепенно перетекают в область сознания, спаянную с самовыражением в виртуальном пространстве. Это на уровне психологии. А если оглядеться вокруг? Железный закон экономики – «деньги – товар – деньги». Уж и места человеку-то не остаётся.
По ходу дела заметим, что если кто, не дай бог, вспомнит, например, про идею коммунизма, рая на земле (помните, от каждого по способностям, каждому – по потребностям?), так на смех поднимут, утопия, - скажут. То ли дело завоевания современного постиндустриального общества!
Как тут получается тогда с психикой и со здоровьем человека – большой вопрос. И что удивительно. Наука идёт вперёд семимильными шагами, всякие технические средства и новые химические формулы призваны сделать человека счастливым, а вот что-то всё не получается – болезни как одолевали, так и одолевают нашего брата.
И самое неприятное, что даже понимая всё это, сам идёшь на поводу у стереотипа – и размышляя, что неплохо бы и бегом по утрам заняться, и гимнастику поделать – сам тонешь в затягивающей аморфной массе, которая, похоже, набирая скорость, летит в пропасть под названием Тра Тарары.
Систему свою Иванов называл закалкой-тренировкой. И предлагал всем желающим пойти по пути воссоединения с природой, чтоб здоровье было, и дружба между людьми жить всем помогала.
Что советовал-то Иванов, помните?
- закаляться холодной водой,
- не употреблять алкоголя и не курить, не плеваться,
- один день в неделю воздерживаться от пищи и воды,
- регулярно ходить босиком по земле (зимой по снегу) хотя бы минуту,
- здороваться, не быть жадными, не лениться,
- помогать нуждающимся.
Но если вдуматься, то по большей части это всё некие внешние аспекты практики. А самое главное – искренность, открытость, готовность (и потребность) помочь нуждающемуся, чтобы самому получить радость, с одной стороны, и доставить радость, с другой. Вот что вам приятнее – дарить подарки или получать? От чего вы испытываете большее удовольствие?
Более подробно об учении Порфирия Иванова (Паршека) можно узнать из статьи на официальном сайте ЦАИ. |