Преп. Мун передает Церковь Объединения своим сыновьям
Преп. Сан Мён Мун, который приближается к 90-летнему возрасту и по-прежнему остается одной из самых скандальных религиозных фигур, передает повседневное управление своей церковью троим сыновьям, получившим образование в США.
По словам сыновей, готовятся некоторые изменения в практике сбора пожертвований и привлечения новых членов. Однако Мун — который в среду будет совершать очередное массовое бракосочетание — останется во главе церкви как самопровозглашенный «Мессия». Тем не менее, его сыновья потихоньку берут на себя все больше ответственности в управлении церковью, которая стабильно развивает свои деловые и благотворительные проекты, одновременно пытаясь отмежеваться от критики, которая преследовала ее в 1970-х и 1980-х годах.
Мун Хёнг Джин |
Младший сын, 30-летний преп. Мун Хёнг Джин, в прошлом году был назначен преемником отца на посту руководителя церкви. 39-летний Мун Кук Джин стоит во главе деловых предприятий церкви в Южной Корее, а 40-летний Мун Хён Джин курирует международные проекты. По сообщению церкви, все трое братьев закончили Гарвард.
С тех пор, как Мун-старший создал свою церковь в 1954 году в Сеуле, он создал огромную экономическую империю с сотнями дочерних предприятий в полутора десятках стран, от больниц и университетов до газет и даже профессиональной футбольной команды и балетной труппы. В числе этих предприятий газета Washington Times , гостиница «Нью-Йоркер» на о-ве Манхэттен, рекламное агентство и горнолыжный курорт в Южной Корее и оптовая компания по продаже морепродуктов, поставляющая суши в японские рестораны по всем США.
В Северной Корее также есть предприятия, связи с которыми у Муна настолько прочны, что на последний день рождения лидер этой коммунистической страны Ким Ён Иль послал ему в подарок розы, лилии и драгоценный дикий женьшень. Партнерами церкви Объединения в Северной Корее являются, в частности, автомобильная компания «Пхёнхва Моторс» и единственный роскошный отель в Пхеньяне, принадлежащий иностранцам.
Одна из наиболее скандально известных частей наследия Муна — массовые бракосочетания, которые он называет «церемониями благословения». Во время этих бракосочетаний он сочетает друг с другом своих приверженцев из разных стран, что, по его словам способствует созданию мультикультурного религиозного мира. Критики, в свою очередь, утверждают, что эти браки, заключаемые между людьми, которые, как правило знакомятся друг с другом лишь перед самой церемонией, являются свидетельством промывки мозгов, которой церковь Объединения подвергает своих последователей.
После того, как в 1960 и 1961 году массовые бракосочетания состоялись в Сеуле, они проводились на стадионе Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке и на Сеульском олимпийском стадионе, где в 1999 году супругами стали 42 тыс. людей.
В среду Мун свяжет узами брака более 40 тыс. человек — 20 тыс. в Южной Корее и еще 20 тыс. в других странах по всему миру, включая и США, где, по словам представителей церкви, церемонии запланированы едва ли не в каждом штате, в том числе и в принадлежащем церкви отеле «Нью-Йоркер».
Мун Хёнг Джину, которого преп. Мун собственноручно назначил своим преемником на посту религиозного руководителя, было всего 17 лет, когда он женился на девушке, выбранной для него отцом. Сегодня у них пять детей.
Трое из числа внуков преп. Муна были соединены браком с мунистами из Японии, колонией которой некогда была Корея. Младший Мун говорит, что видит в таких браках возможность для дипломатии. «Если в рамках этого широкого взгляда люди из Кореи и Японии вступают в брак, их дети не будут видеть в странах своих родителей врагов и научатся любить обе страны», — заявил он в интервью представителям агентства «Ассошиэйтед Пресс».
У Мун Хёнг Джина кукольное лицо и елейный голос. Он родился и вырос в Нью-Йорке, где его все называли Шоном. Он признается, что все еще вживается в свой новый пост: «Когда отец попросил меня взять на себя эту роль, я сказал ему, что для меня это многовато. Он посоветовал мне не беспокоиться и сказал, что многие будут мне помогать».
С тех пор, говорит младший Мун, он определил некоторые сферы, нуждающиеся в изменении, — в том числе, необходимость сделать церковный фандрейзинг более прозрачным. В прошлом церковь обвиняли в том, что она хитростью вынуждает последователей жертвовать свои накопления.
Предметом серьезной заботы является и членство. Хотя церковь говорит о миллионах своих членов по всему миру, эксперты утверждают, что реальная цифра гораздо меньше — не более 100 тысяч. В Южной Корее католики, пресвитериане и буддисты значительно превосходят мунистов по количеству последователей. «Работа с членами церкви и определение направления развития церкви были нашим слабым местом. Мы пытались решить эти вопросы. Но теперь церковь растет, и члены церкви становятся более довольными», — сказал Мун Хёнг Джин.
В ответ на вопрос, будет ли новая программа привлечения членов включать в себя тур по 120 городами мира наподобие того, который его отец совершил в 85-летнем возрасте, Мун засмеялся и сказал, что его не следует считать преемником отца. «Меня нельзя сравнивать с моим отцом», — сказал он. — «Если люди придают такое значение своим титулам, они становятся надменными».
Назначение младшего Муна состоялось несмотря на тот факт, что в годы учебы в Гарварде он отступил от веры. По его собственным словам, он обратился в буддизм после того, как его брат Ён Джин в 1999 году покончил с собой в г. Рино, штат Невада. По его словам, отец запретил членам церкви критиковать его за то, что он облачился в буддистские одеяния и выбрил голову. «Это очень тронуло меня», — говорит Мун Хёнг Джин. — «Я думал, что отец пинком вышвырнет меня из церкви, однако он встал на мою защиту».
Хотя Мун Хёнг Джин проповедует как на корейском, так и на беглом английском языке, но его стиль носит отчетливо американский характер. На богослужении, прошедшем в прошлом месяце в Сеуле и транслировавшемся на веб-странице Муна-младшего, рок-музыки было больше, чем евангелия. «Откажитесь! Давайте откажемся от этого ряди Истинных Родителей!» — говорил он, называя преп. Муна и его супругу привычным церковным титулом .
Мун Кук Джин, стоявший во главе деловых предприятий церкви в Южной Корее, с похвалой отозвался о своем младшем брате: «Я думаю, он хорошо справляется». Сеульский предприниматель и владелец нью-йоркской оружейной фабрики « Kahr Arms » Мун Кук Джин говорит, что не видит никакого противоречия между своей верой и владением оружейной фабрики. «Чтобы построить мирное государство, нам нужна полиция и армия», — сказал он, позируя в черной бейсболке с логотипом « Kahr Arms ».
Критики утверждают , что преп . Мун — всего лишь харизматичный лидер культа, сумевший промыть мозги своим последователям. «Все, что говорит преп. Мун, считается законом», — говорит Ли Янг Сун, проведшая в церкви 31 год и покинувшая ее в 2001 году. Ее семья относилась к Муну с таким почтением, что повесила его портрет на стену и перед едой возносила ему благодарственные молитвы. «Промывка мозгов, которая происходит в церкви, ничем не отличается от того, что делает Северная Корея», — сказала она.
Тем не менее, некоторые аналитики полагают, что, передав власть новому поколению, Мун может обеспечить дальнейшее существование церкви после его смерти. «Некоторые говорят, что церковь Объединения развалится после смерти Муна, но я так не думаю», — говорит Тарк Джи Иль, профессор религиоведения из Пресвитерианского университета в Пусане. — «Правильнее будет рассматривать их теперь как корпорацию, объединяющую людей с похожими религиозными убеждениями».