"Движение Объединения" Сен Мен Муна, которое российские антикультисты относят к "самым страшным сектам", меняет методы своей деятельности
Характерной чертой наших дней становится пробуждение затухшего было интереса к "нетрадиционным" новым религиозным движениям (НРД). В начале 90-х годов волна интереса к ним была обусловлена новизной самого религиозного сознания для большинства постсоветских людей. Нынешняя волна интереса является оборотной стороной деятельности РПЦ МП по утверждению собственной духовной монополии, но главным образом интерес этот - заслуга группы московских "антикультистов", чьи имена (точнее даже - одно имя) всем хорошо известны.
На все разнообразие НРД "антикультисты" отвечают заранее заготовленной и стандартной для всех случаев схемой, состоящей из определенных предубеждений (причем часть из них свободно можно отнести не только к НРД, но и к любой религии вообще), которые довольно формальны, избиты и порой уводят от сути проблемы. Недостаток теоретической базы порой компенсируется эмоциональной формой, в которой доносят "антикультисты" до публики свои воззрения.
Почти полтора года назад религиоведческий интерес привел автора этих строк в Сеул на конференцию муновской "Федерации за всеобщий мир". Результатом той поездки стал опубликованный на "Портале-Credo.Ru" репортаж, а также специальное заявление Российской Ассоциации изучения религий и сект (РАЦИРС), в котором придавалось совершенно неадекватное значение этому рядовому, в общем, мероприятию и скромной личности автора репортажа. Надо отметить, что и в муновском "Движении Объединения" написанное в репортаже вызвало критическую реакцию...
В нашем распоряжении имеются некоторые материалы и подробные записи с последних конференций "Федерации за всеобщей мир" (ФВМ), и они приводят к несколько неожиданным выводам.
В минувшем году мероприятия ФВМ проходили под красноречивым слоганом: "К новой парадигме лидерства и Божественного правления". За этой, может быть, неуклюжей с точки зрения русского языка фразой скрывается, на наш взгляд, стремление "Движения Объединения" в определенной степени пересмотреть самое себя, свои установки и свою деятельность в мире.
Сан Мен Муну, на личной харизме которого "Движение Объединения" строится как духовное течение, скоро исполнится 90 лет. Безбожного и воинствующего атеизма, для борьбы с которым в определяющей степени и сформировалось "Движение Объединение" как международная структура, уже нет. В нынешней ситуации у муновского движения существуют два пути развития. Первый – оформиться в некое подобие всемирной Церкви с четко разработанной собственной доктриной, ритуалами и этикой поведения. Некоторые моменты в истории мунизма последнего десятилетия вроде бы подтверждали тенденцию следовать этим путем. Второй путь – сделать акцент на светское воплощение декларированных Муном и его последователями "принципов духовного единства человечества": любви, создания нравственных семей, бескорыстного служения обществу, государству, миру. Такой путь предусматривает, однако, создание не религиозной структуры, а организации, привлекательной для широких кругов общества, в том числе - представителей разных религий.
В результате быстрых, калейдоскопических изменений в структурах мунистских организаций, то, что называлось "Церковью Объединения", исчезло. Она трансформировалась в "Федерацию за всеобщий мир" – межрелигиозную и межнациональную организацию, занятую глобальным социальным служением.
Своего рода презентация нового имиджа мунизма имела место на прошедшей в Вашингтоне 15-19 декабря 2007 года всемирной конференции ФВМ. В отличие от прошлых подобного рода саммитов, иногда напоминавших межрелигиозную иллюстрацию к положениям мунитской теологии, эта встреча действительно оказалась живым межрелигиозным обменом мнениями. В основном выступали представители "традиционных" христианства, иудаизма, ислама, буддизма и даже экзотического джайнизма. "Юнификэйшионисты" (так называют тех, кто принимает учение Муна как религиозное) выступали лишь как модераторы мероприятия. Очень остро, рефреном, повторялась мысль, что от разговоров о мире пора перейти к конкретным делам, этот всеобщий мир приближающим. Как сказал в своем выступлении епископ англиканской Церкви Иордании и Палестины Риа Абу аль-Ассал: "Frompeacetalkingtopeacewalking" ("От разговоров о мире к шагам к миру").
Одним из акцентов конференции было положение на Святой Земле, да и проходила она по следам саммита в Аннаполисе. В последние годы свой ключевой проект последователи Муна реализуют именно на Святой Земле, ибо считают своей "провиденциальной задачей" решение этого самого застарелого из существующих в мире межрелигиозных конфликтов. Схематично, один из дискурсов видения последователями Муна выхода из сложившейся ситуации сводится к формированию у лидеров ближневосточных стран семейного, "отцовского" чувства к своим народам. Также, полагают муниты, следует делать ставку не на политических и военных, а на религиозных лидеров этого региона. Ибо только их слово может оказаться по-настоящему весомым. А вообще, раз уже в такой аудитории активно заговорили о необходимости быстрейшего перехода к деятельному миротворчеству и задали себе вопрос о том, способны ли люди во исполнение своей миссии пойти на самые крайние жертвы, значит актуальность этой проблемы действительно возросла.
Поучаствовал в конференции и Нейл Буш – крупный предприниматель, при этом активно занимающийся образовательной и благотворительной деятельностью и приходящийся младшим братом нынешнему президенту США Джорджу Бушу. Он довольно горячо говорил о том, что нынешняя компьютерно-интернетная цивилизация сводит на нет межличностные контакты, что чревато дегуманизацией и бездуховностью. Альтернативу этому Буш-совсем младший видит в создании сетевых и действенных структур гражданского общества. Правда, в современной России это понятие приняло резко негативный оттенок и по известным причинам связывается исключительно с некими деятелями, отрабатывающими зарубежные гранты и "шакалящими" у иностранных посольств.
Речь самого "преподобного" Муна была выдержана куда в менее жестких тонах, чем год назад. В ней уже не было прежнего "вызова всем религиям", повергшего многих слушателей в испуг. 90-летний "отец" на этот раз озвучил необходимость истинной семьи и целомудренной любви, новым был тезис о том, что Божественное Провидение в человеческой истории завершится в Азиатско-Тихоокеанском регионе и здешним малым странам следует объединяться. Все! Может быть, возраст дает о себе знать. Но, надо сказать, что "преподобный" внешне выглядел гораздо лучше, чем год назад в Корее.
Конечно, все это очень частные факты для того, чтобы делать общие выводы о перспективах одного из религиозных феноменов нашего времени – "Движения Объединения". Хотя в принципе сумма таких частных фактов может высветить определенную тенденцию.
Способен ли изобилующий эмоциями агитпроп штатных "антикультистов" учесть всю динамику реального развития НРД, в частности - мунистов, если она начинает выпадать из привычных схем?
Статья Валерия Емельянова рассказывает о весьма значительном (на первый взгляд) событии в мире культов — якобы произошедшей в Церкви Объединения перемены в образе мышления. Но внимательно прочитав статью, я с искренним сожалением не нашел никаких фактов, подтверждающих тезис автора. Указав два возможных направления развития движения Объединения, автор так и не сказал, какое из них в действительности выбрал ее основатель Сан Мюн Мун. Может быть, главным событием нужно считать предложение по «формированию у лидеров ближневосточных стран семейного, „отцовского“ чувства к своим народам»? Но во всех этих заявлениях об отцовском чувстве как решении всех проблем нет ничего нового — все это лишь вариации на тему признания «отцовства» самого Муна. Да организация Муна действительно стоит перед серьезным выбором — и выбор этот связан с тем, кому мунисты будут нужны без своего основателя, мессии, спасителя и отца Сан Мюн Муна… Они могли бы пойти по «кришнаитскому» пути — как Общество Сознания Кришны, которое после смерти лидера было вынуждено принять вид традиционного вайшнавского учения, чтобы выйти из-под атак критиков… Вот только способно ли на такую мимикрию экзотическое, мягко говоря, учение Муна? Ведь оно не совместимо ни с христианством (которое еще 2000 лет называло таких «мессий» лжехристами), ни с буддизмом, ни с даосизмом. Но и оставаться независимым религиозным образованием, утратив свой главный символ и смысл существования (Муна), тоже бесперспективно. Второй возможный путь — социальное служение. Однако без убеждений, построенных на родственных отношениях с "истинными родителями", социальная работа мунистов тоже теряет всякий смысл и самостоятельность. Так что, даже глядя на ситуацию глазами Валерия Емельянова, я не вижу для мунистов успешного выхода из тупика. Единственное спасение для них — некое новое Чудо, которое даст им новые ориентиры и доказательства истинности учения Муна. Мне же почему-то кажется, что никакого «чуда» не произойдет, а начнется банальная династическая передача власти, денег и полномочий от одного поколения потомков Муна к другому. Мне, как верующему человеку, хотелось бы увидеть покаяние этого лжехриста (Муна), увлекшего за собой в ложное учение огромное количество заблудших душ. Вот это было бы настоящее Чудо! И оно уж точно повлекло бы за собой огромные изменения в Церкви Объединения. Однако мунисты, скорее всего, попросту поменяют имидж, как поменяли название. Может быть, они втайне надеются на то, что смена маски изменит их самих? Едва ли такое возможно… Преступник, даже разводящий цветы, остается преступником. Человек, так долго и серьезно искажавший образ Христа и Его Слово, может казаться и добрым, и умным, но все равно остается лжецом:
В сети Интернет можно найти огромное количество подобный цитат, прозвучавших из уст «божественного мессии» Муна — что же нам теперь со всем этим делать? Забыть, словно страшный сон? Нам говорят, что Мун, так ни в чем не покаявшись, просто сменит свой образ действий, свой имидж. Но уголь всегда остается черным, даже если покрасить его снаружи в белый цвет! Что же до сомнений Валерия Емельянова в сектантской направленности этого учения Муна, то гораздо лучше меня об этом скажет Стивен Алан Хассан, бывший руководитель ячейки студенческого движения Церкви Объединения в Нью-Йорке, а ныне авторитетный специалист в области психологии и манипулирования сознанием:
— Павел Столяров |