Apostasy —душераздирающий рассказ о жизни Свидетеля Иеговы
Постер фильма |
Самая зловещая особенность Свидетелей Иеговы, судя по тому, как они изображены в фильме Apostasy, заключается в том, как их апокалиптические и авторитарные убеждения маскируются ничем не примечательной эстетикой корпоративного выходного. Собрания в тусклых белых с бежевым «Залах Царства» мало чем отличаются от маркетинговых конференций в сетевых отелях. Старейшинами в организации служат одутловатые мужчины средних лет в костюмах; они так ловко экспромтом говорят о гибели, ожидающей грешников всего мира, что кажется, будто они рассказывают о премии по результатам года. Они рассуждают о «новой системе», «восстановлении» и «лишении общения» так, словно в их жаргоне есть какая-то логика. Между тем, «лишение общения», как бы буднично эта фраза ни звучала, означает настолько полное отлучение от религии, что даже твоим ближайшим родственникам, которые там все еще остаются, запрещено с тобой общаться. Разве не это происходит с героинями фильма?
Дэниел Кокотайло, сам некогда бывший членом «Божьей организации», написал и поставил сценарий трезвой, но разоблачительной драмы, которая описывает жизнь трех женщин в безымянном северном пригороде (судя по всему, дело происходит в особенно жуткой части Манчестера, так что становится понятно, почему местные Свидетели с таким нетерпением ждут, когда Иисус сотрет это место с лица земли). Это 18-летняя Алекс (Молли Райт), ее старшая сестра Луиза (Саша Паркинсон) и их решительная и преданная мать Иванна (Сиобхан Финнеран). Отец сестер в фильме не появляется и даже не упоминается — деталь, характерная для полной недосказанностей манеры г-на Кокотайло, — однако зритель догадывается, что отец либо бросил семью, либо был изгнан из организации.
Судя по некоторым намекам, Луиза — следующая в очереди на отлучение. Она завела новых друзей в университете и уже не столь уверена, что «великая скорбь» вот-вот начнется. Тем временем Алекс, похоже, вполне довольна своим окружением, хотя из-за потенциально опасной анемии ей может понадобиться переливание крови — процедура, запрещенная организацией. Пугающим образом она находит ободрение, листая книгу о детях, которые предпочли умереть, но не ослушаться организации (не то, чтобы они были способны сделать осознанный выбор). Однако вопрос, таящийся под поверхностью этой истории, заключается в том, какое решение в конечном итоге примут она и ее родные.
Кадр из фильма |
Любой, кто не принадлежит к числу Свидетелей Иеговы, наверное, будет потрясен не только промыванием мозгов и повсеместными явными признаками культа, но и безэмоциональной обыденностью происходящего: сомневающихся могут выгнать из группы с меньшими церемониями, чем ставшего ненужным стажера в обычной компании. С другой стороны, любой Свидетель Иеговы вполне может прийти к заключению, что фильм описывает организацию справедливо и даже позитивно. Г-н Кокотайло сокращает до минимума рассказы о жестокостях и псевдонаучных убеждениях, предпочитая изображать повседневную жизнь Свидетелей спокойно, ясно и подробно. Главные старейшины, действующие в фильме, явно убеждены в своей доброте и сострадательности. Однако сценарий продолжает указывать на изъяны организации с той смелостью и решительностью, которая свойственна человеку, знающему ее изнутри, пока все здание с грохотом не рушится наземь. Драма г-на Кокотайло, безусловно, побудит вас по-новому взглянуть на этих вежливых, аккуратно одетых людей, стоящих в супермаркетах рядом со стеллажами своей литературы.
В отличие от недавних фильмов о Саентологии сдержанный и аскетичный Apostasy не снят в темпе боевика и не содержит громких разоблачений, способных привлечь широкую публику. Не отличается он, если уж на то пошло, и гламурностью самого известного приверженца Саентологии Тома Круза. Да и вряд ли фильм под названием «Отступничество» сможет составить конкуренцию очередной части франшизы «Миссия невозможна». Однако назвать его сухим изложением фактов тоже нельзя. Г-жа Финнеран, ветеран британского телевидения, наверное, лучше всего известная своими ролями в сериалах Benidorm и Cold Feet, в роли главы семейства с трагичной судьбой вызывает глубокое сочувствие. Иванна всецело предана организации, но в ее темных глазах и на напряженном лице можно прочесть опасения, что все ее жертвы были напрасны.
Кроме того, г-жа Финнеран умеет произносить фантастические реплики с убежденностью отчаяния, и они звучат одновременно печально и забавно. После размолвки с дочерьми она обещает, что «через несколько сотен лет мы обо всем этом забудем». А когда расписание учебы Луизы вступает в конфликт с требованиями организации, Иванна спрашивает: «Что, по-твоему, почувствует Иисус, когда во время Армагеддона вернется уничтожить мир и обнаружит, что ты пропускала собрания, чтобы ходить в университет?» Большинство персонажей фильма сочли бы такой вопрос вполне резонным.