Мормоны: мы тоже христиане
Гордон Хинкли |
Что бы там ни говорили критики, представления мормонов о Боге и Иисусе Христе позволяют им называться христианами. Эта идея прозвучала в словах нескольких лидеров церкви СПД, выступавших в субботу на 177-й Генеральной конференции.
Прежде чем перейти к богословским вопросам, президент церкви Гордон Б. Хинкли заверил аудиторию, что с его здоровьем все в порядке, «несмотря на слухи о противоположном». Год назад 96-летнему Хинкли удалили из кишечника злокачественную опухоль, и он прошел курс химиотерапии. «Опытные врачи и сестры следят за моим здоровьем, и некоторые из вас, возможно, умрут раньше меня», — сказал он, вызвав смех в зале.
Несколько руководителей церкви затронули тему прощения, неотложности покаяния и опасности промедления в духовных вопросах. Но самой острой, наверное, была речь апостола Даллина Оукса, говорившего о проблеме развода в среде мормонов. Оукс признал, что многие достойные мормоны совершили развод и «на собственном опыте убедились, что бывают обстоятельства хуже, чем развод».
Даллин Оукс |
«Когда брак мертв и нет надежды его оживить, нужно какое-то средство, чтобы покончить с ним», — говорил Оукс о таких крайних обстоятельствах, как домашнее насилие. Но для большинства членов церкви «лекарством будет не развод, а покаяние… Развод — это не решение всех проблем, часто он порождает долго не затихающую душевную боль».
Во всех выступлениях дня отчетливо звучала мантра «мы тоже христиане». Причиной тому, возможно, стало недавнее распространение антимормонского DVD , сделанного христианами, или жесткие комментарии относительно богословия СПД, прозвучавшие в ходе президентской кампании Митта Ромни.
М. Расселл Баллард |
Во время утреннего заседания Хинкли сказал, что написанный в 325 г . н. э. Никейский Символ Веры об отношениях Бога Отца и Иисуса Христа, ему кажется слишком «запутанным». Вместо этого церковь СПД опирается на личный опыт ее основателя Иисуса Христа, который в 1820 году якобы видел Бога и Иисуса: «Он стоял на коленях перед Ними, он слышал Их голоса, он отвечал Им», — сказал Хинкли. — «Каждый из Них был отдельной личностью».
Апостол М. Расселл Баллард продолжил мысль Хинкли и заговорил о высказываниях криков относительно Книги Мормона, которую святые последних дней считают древним текстом, переведенным основателем церкви СПД Джозефом Смитом: «Книга Мормона не выхолащивает Библию, не принижает ее значения и не отодвигает ее на второй план», — говорил Баллард. — «Напротив, она расширяет, продолжает и возвеличивает ее. Между Библией и Книгой Мормона нет никаких разногласий… обе они свидетельствуют о Христе».
Баллард призвал мормонов «не критиковать и не унижать чьи-либо убеждения. Наша ответственность как христиан — делиться всем, что открыл Бог, со всеми Его сыновьями и дочерьми».
В последнее время мормоны — как рядовые, так и из числа высшего руководства церкви СПД — все упорнее пытаются представить свою религию как часть христианства. Как правило, это делается за счет чрезмерных обобщений и лукавых заявлений, не вполне соответствуюих действительности. Так, например, Баллард призывает единоверцев не критиковать чужие убеждения. Однако он умалчивает о том, что литература самих мормонов полна нападок на историческое христианство. Собственно, отправной точкой в истории церкви СПД было откровение, якобы полученное Джозефом Смитом, что все существующие церкви "неправильны... все их вероучения омерзительны в Его глазах... все их исповедующие извратились" (Джозеф Смит — История 1:19). Интересно, каким образом учения христиан в глазах мормонов за 180 лет превратились из "омерзительных" в "запутанные"? Баллард утверждает, что между Библией и Книгой Мормона "нет никаких разногласий". Это попросту не так. Несмотря на то, что Книга Мормона действительно несколько ближе к историческому христианству, чем учение мормонов (что само по себе странно), между ею и Библией лежит непреодолимая пропасть. Чтобы избежать долгих рассуждений достаточно вспомнить, что Книга Мормона отрицает сохранность и непогрешимость Библии (1 Нефия 31:26). Баллард основывает свои рассуждения на том, что и Книга Мормона, и Библия якобы "обе свидетельствуют о Христе". Беда в том, что, как и предупреждал апостол Павел, Книга Мормона проповедует "другого Иисуса" (2 Коринфянам 11:4). В частности, Книга Мормона проповедует древнюю ересь модализма (савеллианства), утверждая, что Иисус "есть самый Отец Вечный" (Алма 11:39). Любопытно, что официально мормоны проповедуют вовсе не модализм, а многобожие, называя Отца, Сына и Святого Духа тремя разными богами. Более подробно об этом см. здесь. — Дмитрий Розет |