Статистика бывших мормонов в Фейсбуке
В течение лета в одной группе в социальных сетях некая женщина несколько раз высказывала мнение, что большинство бывших мормонов прочли книгу Джереми Раннелса CES letter, начали изучать неприглядные стороны истории своей религии и пришли к выводу, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не истинна.
Я ответила ей, что, по данным статистики, такие люди составляют абсолютное большинство. Большая часть людей покидает церковь в довольно молодом возрасте: например, согласно результатам исследования Next Mormons (NMS), проведенного в 2016 году, средний возраст уходящих составляет всего 19 лет. Описанная в CES Letter модель мормона, который отслужил на миссии, запечатал брак в храме и оставил веру уже в зрелом возрасте, встречается довольно редко — а тех, кто еще и ушел в результате знакомства с историей церкви, совсем мало. (Еще одна большая группа бывших мормонов — это новообращенные, которые исчезают, проведя в церкви совсем короткое время, обычно год или два.)
«Нет», — настаивала она. Я ошибалась, и она понимала это, потому что была участницей нескольких огромных сообществ бывших мормонов на Фэйсбуке, в которых один ушедший за другим рассказывал, по сути, одну и ту же историю. Кроме того, она познакомилась с результатами другого исследования, согласно которым люди уходят из церкви СПД именно из-за исторических вопросов.
Разгорелся спор, в ходе которого я и еще несколько участников группы пытались объяснить упрямице разницу между репрезентативной общенациональной выборкой, такой как NMS, и выборкой, которую представляют собой группы единомышленников подобные тем, в которых состояла она. В таких группах люди приглашают друг друга к участию в опросах, и результаты, естественно, однобоки, поскольку опрос проводится среди людей, заведомо интересующихся данной темой или точкой зрения.
Получилось не очень, моя собеседница восприняла мое замечание, что ее опыт не универсален, очень лично. Однако этот спор прочно засел у меня в памяти и помог мне придумать эксперимент, который я провела онлайн в рамках работы над книгой о бывших мормонах, которую мы пишем с Бенджамином Ноллом.
В поисках людей, у которых можно было бы взять интервью для этой книги, я создала в Гугле анкету и попросила читателей ее расшарить. Я отчетливо объяснила, что не буду использовать ответы для количественного анализа, и что это просто попытка расширить круг потенциальных собеседников для качественного анализа.
Однако втайне я надеялась, что опрос поможет мне немного лучше понять внутреннее расслоение сообщества бывших мормонов. И только ради этой цели я сравню ответы, полученные от бывших мормонов, принявших участие в этом кратком Гугл-опросе (FMSS), с результатами общенациональных академических исследований.
В результате опроса у меня появилось 1499 респондентов и потенциальных собеседников — бессовестно много с точки зрения количества. Но лишь немногие из них соответствовали образу бывшего мормона, сложившемуся в результате национальных опросов (NMS с 540 респондентами и 225 респондентов из рандомного исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew Research в 2014 году [RLS]). Последние меньше по количеству респондентов, но гораздо более надежны и гораздо лучше подходят для обобщенных выводов, чем мой опрос в Гугле. Вот четыре ключевых различия.
Прежде всего, бывшие мормоны, которые узнали об опросе в Гугле через социальные сети, - почти исключительно белые (95% в отличие от 83% в NMS и 81% в RLS). Таким образом, бывшие мормоны, участвующие в тематических группах соцсетей более однородны в расовом отношении, нежели бывшие мормоны вообще. Разница не умопомрачительная, но все же.
Во-вторых, мои респонденты поразительно хорошо образованы. Pew в 2014 году обнаружил, что лишь 13% бывших мормонов окончили ВУЗ, и еще 8% продолжили обучение в аспирантуре, т. е. у 21% было за плечами по меньшей мере высшее образование. В моей выборке этот показатель составил 70%. Каждый седьмой респондент окончил ВУЗ, а 34% получили кандидатскую или докторскую степень.
И теперь мне кажется, что моя недавняя собеседница была права, когда говорила, что многие ее знакомые по сетевым группам проявляют интерес к истории церкви и книге CES letter. Она была неправа лишь в одном: она думала, что тенденции, замеченные ею в соцсетях, присущи всем бывшим мормонам.
Третье существенное отличие состояло в том, как респонденты относятся к Богу сейчас. Две трети бывших мормонов, принявших участие в NMS, заявили, что они либо «знают, что Бог есть, и не сомневаются в этом», либо «испытывают сомнения, но верят в Бога». Исследование Pew, аналогичным образом, показало, что 71% бывших мормонов либо «абсолютно уверены» (50%), либо «достаточно уверены» (21%) в существовании Бога. Среди бывших мормонов в соцсетях все обстоит совсем иначе. Лишь 18% из них в той или иной степени все еще верят в Бога. Из шести возможных вариантов наибольшее число выбрало агностицизм (32%) и атеизм (22%). Кроме того, они гораздо менее склонны, по сравнению с бывшими мормонами в целом, присоединяться к другой религии после ухода от мормонов. Похоже, они покончили с религией навсегда.
Это приводит нас к четвертому различию: возможно, бывшие мормоны в соцсетях столь решительно отвергли религию потому, что они, в отличие от участников более широких выборок, некогда были очень глубоко вовлечены в религию мормонов. Каждый седьмой из них появился на свет «в завете», в храмовом браке. Лишь каждый десятый пришел в церковь взрослым.
Кроме того они дольше оставались мормонами. В репрезентативной выборке NMS лишь примерно пятая часть респондентов на момент выхода была старше 25 лет. Это типично для бывших верующих в целом, о ком бы мы ни говорили - о мормонах, католиках или евангеликах. Основной процент ушедших приходится на молодежь университетского возраста.
Однако в данных моего опроса картина была прямо противоположной - лишь пятой части на момент выхода не было 25 лет. Бывшие мормоны из соцсетей уходили позже - нередко уже получив храмовое облечение (81,5% по сравнению с 40% в национальной выборке) или отслужив на миссии (45% по сравнению с 13%). Как минимум каждый девятый из бывших мормонов в соцсетях признался, что был «очень активен» в церкви СПД, прежде чем уйти.
Короче говоря, все это означает, что с точки зрения расового, религиозного и образовательного разнообразия тот небольшой сегмент бывших мормонов, которые принимают участие в тематических группах социальных сетей, нетипичен для бывших мормонов в целом. Это вовсе не означает, что их переживания и тревоги незначимы, как я пыталась (видимо, безуспешно) писать в Фейсбуке.
Если уж на то пошло, они еще более значимы. Ведь речь идет о людях, которые некогда были всецело преданы церкви СПД. Если больше 80% из них получили храмовое облечение, это означает, что по крайней мере 80% из них платили десятину, соблюдали Слово мудрости, посещали воскресные собрания и следовали своим призваниям. А теперь они этого не делают. Как я уже показала, речь идет об узкой группе людей, однако у нее есть свой голос, и, насколько я могу судить, она растет. (Потребуются годы последовательных опросов, чтобы определить темпы ее роста.)
Люди, которые оставляют религию в молодости, потому что она не «вписалась» во взрослую жизнь, — обычное явление. Новообращенные, которые приходят и уходят, — обычное явление. Эти две группы статистически составляют явное большинство среди бывших мормонов, однако участников тематических групп в соцсетях тоже не следует сбрасывать со счетов.