Наву был колыбелью растущей мормонской религии
Город Куинси в штате Иллинойс казался мормонам островком надежды и безопасности в бурные времена. По словам местного жителя Томаса Грегга, который в 1880 году писал о мормонизме в своей книге «История округа Хэнкок, штат Иллинойс», последователи этой религии начали стекаться туда в 1839 году в поисках убежища от враждебности, с которой они сталкивались в других местах.
В окрестностях Куинси их приняли доброжелательно. В 80 километрах к северу мормоны построили собственный город под названием Наву. Грегг в своей книги пишет, что до того, как был построен мормонский храм, Наву был живописным уголком на восточном берегу реки Миссисипи, примерно в 15 километрах к северу от города Кеокук, штат Айова.
«Происхождение, быстрое развитие и богатство этой религиозной секты являются самыми примечательными и назидательными историческими событиями нынешнего века», — писал Грегг.
Штат Иллинойс стал новым домом для мормонов, изгнанных из Ньй-Йорка, Огайо и Миссури. К сожалению, со временем их выгонят из из Иллинойса.
Истоки веры
Основатель мормонизма, уроженец штата Вермонт Джозеф Смит, в 1820 году жил в штате Нью-Йорк, когда в 14-летнем возрасте прочел отрывок из Нового Завета и отправился в рощу помолиться. Именно там, как рассказывал Смит, и как говорится на веб-странице Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, ему явились Бог и Иисус Христос. Мормоны называют это событие «Первым видением».
«...я увидел прямо у себя над головой столп света ярче солнца, — писал Смит, — который постепенно спускался, пока не упал на меня». Этот духовный опыт подтолкнул молодого человека к созданию мормонизма. Члены церкви верят, что в 1823 году Бог привел Смита на холм в Палмайре, штат Нью-Йорк, где ангел по имени Мороний вручил ему древние летописи, выгравированные на золотых листах, в которых была изложена история народа, жившего на Американском континенте во времена Христа. Смит воспользовался находкой и написал «Книгу Мормона: еще одно свидетельство об Иисусе Христе».
Далее Смит (вместе с Оливером Каудери, Мартином Харрисом и Дэвидом Уитмером) начал рассказывать людям об этой книге и создал новую религию. Каудери, Харрис и Уитмер, известные как «Три свидетеля», — единственные, кроме Смита, кто видел золотые листы.
Смит с горсткой последователей направился в штат Огайо, где к ним стали присоединяться новообращенные, однако гонения продолжились и там, так что мормоны перебрались в штат Миссури. Рэндал Соланд в книге «Утопические общины штата Иллинойс» пишет, что члены церкви начали покидать город Либерти в штате Миссури после того, как в ноябре 1838 года Смита и других мормонских вождей арестовали по обвинению в убийстве, государственной измене, поджоге, хищении и краже.
К январю 1839 года мормонский апостол с несколькими сотнями приверженцев бежал в Куинси. За ним последовали тысячи других. «Со временем в общей сложности 8000 мормонов собралось в Куинси, жители которого проявили сочувствие и предложили беженцам помощь и приют… они дали мормонам пищу, одежду и кров», — пишет Соланд.
Религия пускает корни
Смит воссоединился со своей семьей в Куинси, но вскоре начал подыскивать новый дом. Вожди мормонов купили несколько сот акров земли в поселке Коммерс, ныне известном как Наву, и начали строить дома, не дожидаясь, когда к ним присоединятся члены церкви. К июню 1840 года в Наву проживало уже почти 3000 человек.
«С 1837 по 1846 год мормонские миссионеры в Великобритании крестили почти 18000 британских граждан из Англии, Шотландии и Уэльса, и 4733 из них переехали жить в Наву», — пишет Соланд.
Через 8 лет после того, как мормоны обосновались в Наву, количество жителей города выросло почти до 12 тыс. человек. Почти миллион долларов собрали на постройку храма, которая началась в 1841 и закончилась в 1846 году. Были приняты новые законы, обеспечившие благосостояние церкви, — например, о десятине, который вступил в силу в 1838 году. «В соответствии с законом о десятине, 10% движимого и недвижимого имущества члена церкви на момент крещения, а также 10% его годового дохода следовало отдать церкви», — пишет Соланд.
Билль об инкорпорации наделил мэра и оддерменов из городского совета Наву полномочиями принимать любые законы, в том числе разрешить городскому суду выдавать habeas corpus (выписывать ордеры об освобождении задержанных, если судья считал, что для обвинения нет достаточных оснований или улик). Этот закон распространялся и на Смита вне зависимости от юрисдикции.
Проблемы начинаются снова
Однако не все были довольны новой религией. В 1844 году группа диссидентов перешла в оппозицию к мормонам и начала издавать собственную газету. «7 июня 1844 года вышел из печати первый и единственный номер газеты Nauvoo Expositor, — пишет Соланд. — Он содержал оскорбительные и неуважительные заявления относительно „прелюбодейной“ жизни Смита и других мормонских руководителей. Смит и городской совет обвинили газету в клевете и нарушении общественного порядка и приказали городскому судебному приставу сломать печатный станок».
Противники мормонов обратились в суд в городе Картидж и обвинили Смита в подстреканию к мятежу. Однако из-за того, что суду дали право выдавать habeas corpus, когда Смита арестовали, суд Наву быстро провел судебные слушания и оправдал его.
Как говорится в книге Соланда, противники мормонов в Иллинойсе, Айове и Миссури негодовали. Смит обратился за помощью к губернатору штата Иллинойс Томасу Форду. «Однако Форд объявил разгром Expositor незаконным и потребовал, чтобы братья Смиты (Джозеф и Хайрум) явились в Картидж для повторного рассмотрения дела». В Картидже Смиту назначили высокую сумму залога, но она была быстро выплачена. Его еще раз арестовали по обвинению в государственной измене «на том основании, что Смит неправомочно объявил военное положение в Наву во время разрушения печатных станков Expositor». Именно во время пребывания в Картиджской тюрьме вместе с братом Хайрумом Смит был убит 27 июня 1844 года.
Как пишет Соланд, «тем вечером, сразу как пробило 5 часов, к тюрьме приблизилась группа мужчин. Охранники стреляли в воздух. Одна группа нападавших пробилась вверх по лестнице и начала стрелять в комнату, где жили Джозеф и Хайрум». В течение нескольких минут Смит и его брат были убиты.
После смерти Джозефа Смита двенадцать апостолов и Бригам Янг руководили смертью до 1847 года. В 1847 году Янг стал вторым пророком и президентом церкви.
Через пару лет после смерти Смита распространились слухи о возможных атаках на Наву с целью ареста двенадцати апостолов и разрушения храма. 4 февраля 1846 года начался исход мормонов — маленькими группами люди пешком покидали Наву и по льду уходили на другой берег реки Миссисипи. Они шли на Запад в надежде обрести лучшую жизнь в Скалистых горах или на побережье Тихого океана. Путь их был труден, но в конце концов они обосновались в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, где сегодня находится центр этой религии.
След в истории
Хотя мормоны прожили в Иллинойсе недолго, Наву и его прежние обитатели являются важным элементом туристической жизни в округе Хэнкок. Тысячи посетителей со всей страны съезжаются в Наву, чтобы познакомиться с его богатой историей.
Сегодня можно посетить с экскурсией Картиджскую тюрьму, которая находится в собственности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Там можно увидеть дверь тех времен с пулевым отверстием. Посетители могут увидеть, где спали тюремщик и его семья, где содержали братьев Смитов, и где они были убиты. Джозеф и Хайрум похоронены в Наву рядом с тем местом, где раньше стояла усадьба Джозефа Смита.
Еще одной достопримечательностью является храм. Первый храм, который Смит так и не увидел построенным, был подожжен и сгорел в 1848 году. Два году спустя торнадо окончательно его разрушило. Новый храм был построен в 1999 году и освящен в 2002.