С точки зрения мормонских феминисток прогресс не вполне очевиден
Когда Церковь Иисуса Христа Святых последних дней недавно снизила возрастной ценз для миссионеров до 18 лет для молодых людей и до 19 для девушек, количество заявлений от женщин, желающих служить миссионерами, выросло в пять раз. В то же время, церковь оставила без изменений правило, согласно которому женщины служат только 18 месяцев, а мужчины — 2 года. Это правило вкупе с разницей в один год в возрастном цензе стало причиной новой волны вопросов со стороны мормонских феминистов относительно того, как велики реальные позитивные перемены в положении женщин в церкви.
«Я не понимаю — к чему эта разница в возрасте и продолжительности служения?» — говорит Эйлин Мендес, которая изучает арабский язык в Университете штата Юта. — «Почему не может быть равенства во всем?»
Вот уже много лет борцы за права женщин в мормонской среде задают один и тот же вопрос о равенстве. Хотя мормонская литургия превозносит женщин как подательниц жизни, руководят церковью по преимуществу мужчины. Женщина не может получить даже низшее священство, которым наделяют мужчин и 12-летних мальчиков. Как утверждают критики, это дает мужчинам духовную и реальную власть, которой женщины не обладают.
Церковь СПД утверждает, что роль женщин ничуть не меньше, она просто другая. В качестве примера церковное руководство ссылается на Общество милосердия. Это одна из крупнейших благотворительных организаций мира, и ее руководство и штат состоят исключительно из женщин-мормонок.
В своем блоге Flunking Sainthood, мормонка Джена Рисс назвала новый возрастной ценз для миссионеров «прогрессом с оговоркой»: «Это попросту не равенство, и после недолгой надежды на обратное, сознавать это больно».
Эпоха Интернета стала плодородной почвой для таких чувств. Только один блог — Feminist Mormon Housewives , — открытый в 2004 году мормонкой из штата Айдахо, которой в церкви посоветовали не распространяться о своих феминистских взглядах, сегодня насчитывает 1000 участников.
Петиция, которую в Интернете подписали сотни мормонок со всех концов США, призывает церковь заполнять вакантные должности, невзирая на половую принадлежность кандидатов, и позволить женщинам председательствовать на церковных собраниях без обязательного присутствия мужчин. «Время заговорить об этом — так продолжается уже десятки лет», — говорит Пэм Харрисон, социальный работник из штата Юта, подписавшая петицию.
Однако растущему феминистскому движению все еще далеко до признания в церкви СПД.
Историческое социологическое исследование, проведенное в январе Исследовательским центром Пью, показало, что, по мнению 58% мормонов, предпочтительны такие супружеские отношения, в рамках которых муж обеспечивает семью, а жена занимается домом и детьми. Примерно 38% мормонов высказались в пользу семьи, в которой и муж, и жена работают и делят между собой заботу о доме и детях. Среди американского населения в целом, в том числе среди приверженцев других крупных религиозных течений, ответы на этот вопрос распределились противоположным образом. Мужчины-мормоны и женщины-мормонки отвечали на этот вопрос одинаково, и разницы в ответах между возрастными группами тоже выявлено не было.
Ребекка Лэйн, редактор студенческой газеты Universe, выходящей в Университете им. Бригама Янга, говорит: «Я женщина, обладающая властью. Я редактор моей студенческой газеты. Я попросту не согласна с тем, что в нашей церкви есть сексизм. Женщинами в нашей религии восхищаются».
«Мужчины и женщины совершенно равны в глазах Бога и в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней», — написал в электронном сообщении официальный представитель церкви СПД Майкл Пурди. — «Любые убеждения, расходящиеся с этой истиной, не имеют подтверждения в доктринах и учениях церкви».
Мормоны-ученые говорят, что церковь СПД не будет спешить с изменением своих учений. «Церковь отвечает небольшими последовательными изменениями, которые удовлетворяют сторонников постепенных перемен, но никогда не удовлетворяют сторонников революционных перемен», — говорит Террил Гивенс, мормон и профессор литературы и религии Ричмондского университета. — «Церковь никогда не примет ту конкретную версию феминизма, которая надеется стереть всякие различия между мужчинами и женщинами».
После объявления об изменении требований к миссионерам одному из руководителей церкви СПД Джеффри Холланду, члену Кворума Двенадцати Апостолов, задали вопрос, почему женщинам не разрешили служить два года, как мужчинам. «По одному чуду за раз», — ответил он.
Многие годы мормонские феминистки бодались с церковным руководством. Несколько десятилетий назад Соню Джонсон, церковную органистку из штата Вирджиния, отлучили от церкви СПД за то, что она публично критиковала негативную позицию руководства в отношении Поправки о равных правах. В 1990-е годы феминистки оказались среди полудюжины ученых, изгнанных за критические высказывания из церкви СПД. Эту группу ученых, мужчин и женщин, стали называть «сентябрьской шестеркой».
55-летней Карен Крист, психотерапевту из штата Юта, также пригрозили отлучением за то, что в 1990 году она организовала форум мормонских женщин, на который ежемесячно собирались сотни участников.
Некоторые критики, пишущие о церкви СПД в Интернете, высказываются во все более резком тоне, зачастую указывая на Общество милосердия как на пример сепаратизма и неравенства. Недавно Рисс сделала в своем блоге запись: «Никому из мужчин не позволено уверять меня, что мы с ним равны, когда каждая внешняя сторона управления церковью говорит о совершено противоположном».
Кристин Хаглунд , редактор журнала Dialogue: A Journal of Mormon Thought, причисляет себя к числу феминисток. В возрасте 9 лет, выступая в церкви, она цитировала Глорию Стайнем и говорила, что «женщина без мужчины — все равно, что рыба без велосипеда». Теперь, годы спустя, она более осмотрительна. «Приходится выбирать, работать в церкви или вне церкви», — говорит она. — «Многие, разочаровавшись, проголосовали ногами».
Именно так поступила Карен Крист. Она перестала быть активным членом церкви СПД, но хочет, чтобы ее 24-летняя дочь приняла решение самостоятельно: «Я думаю, она слишком самодостаточна, чтобы, так сказать, пить отравленный лимонад. Думаю, она окажется одной из тех, кто все понимает правильно».