Парк Ромни: почему он стал противником мормонской церкви
Парк и Митт Ромни |
Митт Роммни, фаворит президентской гонки в республиканской партии, — верный мормон, но его двоюродный брат Парк Ромни, также некогда верный член церкви СПД, сегодня называет ее культом. «Я пришел к выводу, что это мошенничество», — заявил Парк Ромни в интервью журналистам Би-Би-Си, объясняя причины своего ухода из рядов мормонской паствы.
Два взгляда на мормонизм, воплощением которых являются двоюродные братья Ромни, диаметрально противоположны. 56-летний Парк Ромни — бывший первосвященник мормонов, ставший противником церкви.
Напротив, 65-летний Митт Ромни всячески избегает упоминать мормонизм, предпочитая говорить о своих религиозных убеждениях общими словами, но при этом всю жизнь был активным членом церкви СПД. В 1960-х годах он служил миссионером во Франции, учился в почти исключительно мормонском Университете им. Бригама Янга и достиг поста сначала епископа, а затем и президента кола в своем родном штате Массачусеттс. Он вел воскресные собрания, библейские занятия для детей и на протяжении пяти лет в 1980-х годах возглавлял общину из 4 тысяч человек в Бостоне. Как и все мормоны, он должен отдавать церкви не менее 10% своих ежегодных доходов (никто не знает, каков размер его состояния, но по разным оценкам оно составляет от 150 млн. до 1 млрд. долларов) и не должен употреблять чая, кофе и спиртных напитков. Верные мормоны носят специальное нижнее белье, и Ромни, как полагают, следует этому обычаю своей религии.
Претензии Парка Ромни к церкви СПД носят фундаментальный характер. Как и прочие бывшие мормоны, он ставит под сомнение пророчества основателя церкви Джозефа Смита — например сделанный им перевод египетского папируса, вошедший в мормонскую Книгу Авраама, который египтологи называют мошенничеством. «Есть убедительные доказательства того, что руководители мормонской церкви сознательно и намеренно искажают исторические факты о происхождении своей церкви с целью обмануть последователей и привести их ум в такое состояние, в котором ими можно манипулировать», — говорит Парк. Подобные обвинения редко можно услышать в США — стране, основанной на принципе свободы вероисповедания.
«Об этом не принято говорить», — комментирует профессор Роберт Путнам из Гарвардской Школы им. Кеннеди. — «Всякий раз, когда поднимался вопрос о мормонских убеждениях Ромни, со всех концов политического спектра раздавались возражения против того, чтобы обсуждать его религиозные взгляды. Я не говорю, что это неважно, просто об этом не принято говорить в приличном обществе».
Биограф Митта Ромни Скотт Хелман согласен: «Люди используют множество способов, чтобы вызвать у некоторой части избирателей беспокойство по этому поводу, но открыто говорить об этом нельзя. Однако есть возможности напомнить об этом тем избирателям, которые предвзято относятся к мормонам, считая их странными и непонятными».
Бывшие мормоны относятся к числу наиболее горячих критиков мормонской церкви. Одна из проблем, которые вызывают у них особенно негативную реакцию, — это т. н. «остракизм». Они утверждают, что бывшим членам церкви не позволяют общаться с родными, остающимися в рядах мормонов. Парк говорит, что именно так было с ним. «Я лишен общения с семьей», — заявил он в интервью журналистам Би-Би-Си. — «Их учение, их правила и их обычаи в том виде, в котором их проповедуют епископы, побуждают родных разрывать отношения с отступниками».
Апостол церкви СПД Джеффри Холланд отрицает, что подобный остракизм имеет место: «Мы не используем это слово и ничего не знаем о подобной практике. Если бы у меня были сын или дочь, которые оставили бы церковь, или отдалились от нас, или у которых были бы какие-то проблемы, могу сказать, что я не стал бы вычеркивать этого ребенка из своей жизни и из своей семьи».
Старейшина Холланд также отвергает утверждения Парка Ромни и других бывших мормонов, что церковь СПД — это культ: «Если они так считают, наверное, хорошо, что они ушли, потому что мы — не культ. Я выбрал эту церковь по причине веры, которую чувствую, и вдохновения, которое ко мне приходит, но если люди хотят называть нас культом, можете называть нас культом. Но нас 14 миллионов, и мы растем».