Сравнение взглядов Джозефа Смита и Уоррена Джеффса на многоженство
Джозеф Смит |
Уоррен Джеффс |
Консервативные мормоны и многие современные многоженцы с ужасом слушали, как вождь Фундаменталистской Церкви Святых последних дней (ФЦСПД) Уоррен Джеффс, обвиняемый в сексуальных домогательствах, во время недавнего судебного процесса постоянно ссылался на слова основателя мормонизма Джозефа Смита, подразумевая, что между ними существует прямая преемственность.
«Я с почтением отношусь к Джозефу Смиту, но Уоррена Джеффса я считаю мошенником и хвастуном», — говорит Марианна Уотсон, историк и член деноминации Апостольских объединенных братьев, до сих пор исповедующих многоженство. — «Говоря языком Джозефа Смита, он все превратил в уродство». При этом, говорит Уотсон, одна из основателей некоммерческой организации Principle Voices, занимающейся просвещением людей по вопросу о многоженстве, Джеффс «переписал историю».
Тем не менее, многие критики и ученые считают, что различия между взглядами Джеффса и Смита довольно поверхностны. Даже ревностные мормоны признают наличие явного сходства.
И Джеффс, и Смит пользовались среди своих последователей репутацией пророков, и оба они сталкивались с враждебностью — как со стороны собственных единоверцев, так и со стороны окружающих. Оба они описывали и оправдывали свое многоженство с помощью религиозной риторики. И значительная часть жизни обоих была окутана тайной.
Хотя, по некоторым данным, Смит и взял в «духовные жены» двух 14-летних девочек, ему не предъявили никаких обвинений — об этом мало кто знал, да и совершеннолетие на большей части американских земель в то время наступало в 10-12 лет. Двоеженство было преступлением, и Смит, по его собственному признанию, был в этом виновен.
Так в чем же различие между этими двумя людьми, благодаря которому один стал «религиозным гением», как назвал Смита литературный критик Гарольд Блум, а другой — развратником и мерзавцем?
По словам Сары Бэрринджер Гордон, профессора юриспруденции и независимого историка, которая много писала на тему мормонского многоженства, все очевидно. Смит был харизматичной, титанической фигурой, он создал масштабную богословскую, социальную и экономическую вселенную. Он был «провидцем», тогда как Джеффс лишь «пытался воспроизвести жизнь пророка», но относился к многоженству и своим последователям «извращенным» образом. Он «причинил много вреда другим людям и человеческому достоинству — и даже самому себе».
Вождь церкви СПД начал свое движение без «религиозного венца» и всю жизнь трудился над тем, чтобы завоевать его, говорит Гордон, тогда как Джеффс унаследовал значительный религиозный авторитет и всю жизнь его эксплуатировал.
И все-таки вопросы о многоженстве, которое практиковал Смит, продолжают мучить даже самых преданных мормонов. Почему, например, Смит брал в супруги чужих жен? Чем он руководствовался — религией или похотью? И почему достоверно известно столь мало его потомков от этих многочисленных браков?
Конечно, никаких сенсационных аудиозаписей бесед между Смитом и его многочисленными женами не существует, равно как не существует свидетельств о том, что он предлагал женщинам «сексуальные уроки», и подробных отчетов о его брачных ночах. Несколько писем, несколько сдержанных дневниковых записей, проповеди, официальные исторические записи и воспоминания, записанные много лет спустя, содержат интригующие ключи к пониманию жизни, которую вел основатель мормонизма, но их расшифровка в немалой степени зависит от предпосылок, с которыми мы подходим к их изучению, и от того, чьим словам — приверженцев или отступников — мы больше верим.
Историк-мормон Ричард Бушман называет вопрос о многоженстве Джозефа Смита «тестом Роршаха», в котором каждый видит то, что хочет. И однозначно правильного ответа не существует.
Зарождение мормонского многоженства
Луиза Бимэн |
Согласно большинству источников, Смит официально обзавелся второй женой, Луизой Бимэн, в 1841 году, хотя некоторые историки полагают, что он говорил о многоженстве (или даже практиковал его) намного раньше. Сначала, как Смит объявил своей быстро умножавшейся пастве, он противился Божьей заповеди последовать образцу библейских патриархов, но в конце концов ангел с обнаженным мечом принудил его к послушанию.
Смит утверждал, что, пытаясь основать новую религию, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, вопреки многовековой христианской традиции, он параллельно восстанавливал обширные семейные связи. Он строил Сион, он проповедовал, ритуально связывая друг с другом семьи и поколения и восстанавливая «праведное семя».
Для этого, говорил он, Бог и поручил ему ввести многоженство. В 1843 году Смит продиктовал текст, который он назвал откровением свыше, и который до сих пор остается частью мормонских писаний. В том тексте он изложил идею «нового и вечного завета» многоженства.
К моменту своей гибели в возрасте 38 лет в 1844 году Смит уже был тайно женат примерно на 33 женщинах в возрасте от 14 до 50 лет, говорит Тодд Комптон, автор книги «В священном одиночестве: многочисленные жены Джозефа Смита» (In Sacred Loneliness: The Plural Wives of Joseph Smith). Комптон, сам принадлежащий к числу мормонов, не думает, что Смит вступал в интимные отношения с двумя 14-летними девочками.
Хелен Мар Кимбалл-Уитни |
Одна из них, Хелен Мар Кимбалл, повзрослев, написала мемуары о своем «замужестве» за Смитом. В них не говорится, занимались ли они сексом, и Комптон говорит: «Это мое толкование фактов».
Брайан Хэйлс, мормон, в настоящее время работающий над двухтомной книгой о Смите и его женах, полагает, что Смит вступал в интимные отношения с девятью из своих 33 жен. Тринадцать браков, по его мнению, носили «вечный», а не «супружеский» характер.
«Говорить, что интимные отношения присутствовали более чем в девяти браках», — пишет Хэйлс, — «значит выходить за рамки фактов».
Однако Лоуренс Фостер, профессор Технологического университета штата Джорджия и автор книги «Религия и сексуальность: шейкеры, мормоны и Онеидская община» (Religion and Sexuality: The Shakers, the Mormons, and the Oneida Community), не видит причин полагать, что Смит не пользовался всей полнотой своих прав в отношении тех женщин, которых он избрал своими «духовными женами». «Он был симпатичным мужчиной, энергичным вождем, обладавшим большой живостью тела и ума, и человеком, не боявшимся переступить через общепринятые правила», — пишет в своей книге Фостер, специалист по религиозной истории Америки. — «Многие его заявления указывают на положительное отношение к сексуальным проявлениям, а также на проблемы, которые он испытывал, пытаясь сдерживать свои порывы».
Потомство и чужие жены
Многим мормонам хотелось бы верить, что Смит не вступал в интимные отношения с многочисленными женщинами, которых он взял в жены. Они рассуждают так: если в браке с единственной законной женой, Эммой, Смит произвел на свет девять детей, то почему от его браков с другими 33 женщинами достоверно известно столь мало потомков?
Историки соглашаются в том, что от взаимоотношений Смита с другими женщинами родились, по меньшей мере, двое детей, говорит Комптон. Однако главная проблема с документальным установлением отцовства Смита состоит в том, что 14 его так называемых «браков» были заключены с замужними женщинами, говорит Джордж Д. Смит, автор книги «Многоженство в Нову: „…Но мы называли это целестиальным браком“» (Nauvoo Polygamy: ‘ ...But We Called it Celestial Marriage’).
Святые последних дней объясняют эти отношения одним из двух способов, говорит Джордж Смит, сам принадлежащий к числу мормонов: «Либо эти женщины, должно быть, не жили со своими мужьями в то время, когда Смит был на них женат, а потом вернулись и продолжали рожать детей в собственной семье, — чересчур затейливое объяснение, на мой взгляд, — либо Смит был соединен с этими замужними женщинами путем „целестиального запечатывания“, которое не предполагает необходимости спать друг с другом в качестве мужа и жены».
Самому Джорджу Смиту ни одно из этих объяснений не представляется убедительным, но его по-прежнему интересует, почему достоверно известных детей так мало.
Исследователи называли восемь вероятных потомков от связей Джозефа Смита с многочисленными женами, говорит Хэйлс, однако взятые у потомков этих людей образцы ДНК не подтвердили существование родственной связи. Таким образом, настаивает он, Смит, вероятно, не слишком часто занимался любовью со своими слишком многочисленными женщинами, которые были молоды и, скорее всего, способны имеет детей.
Это возможно, признает Фостер, по причине многочисленных обязанностей, которые накладывало на Смита положение вождя, а также по причине любопытных взоров друзей, соседей и, в особенности, его законной жены Эммы.
Так как же ему удалось убедить моногамных мужчин и женщин, воспитанных в пуританском обществе, принять его идею многоженства?
Искусные речи
Смит много и страстно проповедовал о семейной жизни, в том числе о взаимоотношениях поколений, праведных «династиях» и включении в семейный круг друзей. Это был один из центральных моментов его богословия.
Джеффс тоже проповедовал на эту тему, однако в своей Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней он также учил женщин доставлять ему сексуальное удовольствие во время т. н. «небесных встреч».
Хэйлс и другие историки-мормоны полагают, что интимные отношения Смита имели своей целью произвести на свет потомство, а не получить сексуальное удовлетворение. По их словам, Смит никогда открыто не говорил о своих удовольствиях.
Чушь, отвечает Фостер: «На самом деле, Джозеф Смит довольно много говорил о сексе, даже если некоторые поздние записи его слов и были подчищены. Один из самых распространенных эвфеизмов для многоженства у него было слово „привилегия“, и одному из своих последователей он сказал: „Это твоя привилегия — иметь столько жен, сколько тебе хочется“.»
Тем не менее, по словам Фостера, Смит, как правило, облекал свои предложения в религиозные выражения. Смит использовал в качестве козыря обещание спасения и даже заявил 14-летней Хелен Мар Кимбалл, что спасение, в случае ее согласия, распространится на всю ее семью.
Смит «искусно использовал богатый арсенал приемов, чтобы убеждать женщин становиться его многочисленными женами», — говорит Фостер, — «в том числе угрожая им погибелью, если они не согласятся».
«Врата [спасения] навсегда будут закрыты для тебя», — так, по словам Фостера, Смит заявил одной женщине.
Нэнси Ригдон, дочь советника Смита Сиднея Ригдона, была в ярости от предложения, которое сделал ей мормонский пророк, говорит Комптон.
Хэйлс настаивает, что большинство женщин, к которым подходил с этим предложением Смит, имели полное право ему отказать — и некоторые отказывали. Ни одна из них, говорит Хэйл, даже те семь из них, что впоследствии отреклись от мормонской веры, никогда не отзывались дурно ни о нем самом, ни об их отношениях.
«Десятки лет спустя, когда их чувства стали более зрелыми, а их детские представления обогатились опытом супружества и интимных отношений, ни одна из них не заявила, что была жертвой обмана или насилия со стороны пророка», — говорит Хэйлс. — «Ни одна не выступила с письменным разоблачением и не объявила миру, что он был мошенником-ловеласом. Ни одна из них не написала, что многоженство Джозефа Смита служило декорацией или прикрытием для предосудительных сексуальных связей».
Построение общества
Главное различие между Смитом и Джеффсом, возможно, состоит в том, какое движение они создали.
Даже обзаводясь многочисленными женами, Смит создавал богословскую систему, в которой женщинам принадлежала одна из центральных ролей. Он помог создать женское Общество Милосердия и создал храмовые обряды, в которых мужчины и женщины получали власть над будущими поколениями как «цари и царицы, священники и священницы».
Смит привлекал в свое окружение других мужчин, создавая из них руководящие советы, которые обеспечивали определенный уровень подотчетности, и даже создал систему, в которой он сам мог быть призван к ответу и смещен со своего поста.
Как говорят некоторые историки, Смит, убежденный, что Бог повелел ему ввести практику многоженства, но не открыл подробностей, как это сделать, изо всех сил пытался исполнить указание свыше. Он пытался добиться того, чтобы всякий новый брак был «разрешен», и чтобы «запечатывания» происходили при свидетелях. Однако в г. Нову, штат Иллинойс, эта практика породила ужас и хаос.
После смерти Смита его друзья и коллеги принесли установленную Смитом практику многоженства в штат Юта, придали ей организованный и более систематический вид. Преемник Смита, Бригам Янг, хотел, чтобы родители и первые жены давали свое согласие на каждый новый брак. Янг также позволял неудовлетворенным женам в полигамных браках разводиться с мужьями или не жить с ними.
«Эти святые и священные таинства не имеют ничего общего с блудодеянием, незаконным сожительством, беспорядочными и преступными связями; как раз наоборот», — писал в 1845 году апостол СПД Парли Пратт. — «Для них существуют законы, ограничения и строжайшие требования, и только чистые сердцем, неуклонно добродетельные, или раскаявшиеся и ставшие таковыми, достойны участвовать в них. И… ужасный груз проклятия ждет всякого, кто извращает их или злоупотребляет ими».
Тем временем, мормонская община росла с каждой новой волной новообращенных и распространялась по земному шару. В 1890 году эта религия, центр которой переместился в Солт-Лейк-Сити, положила конец многоженству.
Женщины ФЦСПД |
Напротив, ФЦСПД еще при жизни отца Джеффса, Рулона, упразднила все кворумы и советы, которые могли бы противиться его решениям и власти, говорит Уотсон. Приняв бразды правления организацией в 2002 году, Джеффс начал подталкивать своих последователей ко все большей изоляции от внешнего мира, они забрали детей из школы, переехали в штат Техас, изгнали из своих рядов критиков, ограничили доступ к современным технологиям и начали носить одинаковую одежду.
Даже среди последователей ФЦСПД Джеффс — это отклонение от нормы, говорит Кен Дриггс, адвокат из Атланты, у которого в этой полигамной общине много друзей, и который много писал о ней, начиная с 1998 года.
«Я не могу себе представить, при каких условиях поведения Джеффса, получившее огласку во время суда, могло бы быть принято ФЦСПД», — говорит Дриггс. — «Как правило, это честные, нравственные, сексуально консервативные люди. Я никогда не видел среди них даже намека на то, о чем говорилось на суде».
Многие верные последователи ФЦСПД, без сомнения, продолжают защищать своего вождя, считая Джеффса Божьим пророком. Возможно, они даже считают его мучеником, оказавшимся в тюрьме за свои убеждения.
Посмотрим, сумеет ли это полигамное сообщество вырасти в жизнеспособную всемирную религию или иссохнет и исчезнет. Только тогда будет понятно, можно ли сравнивать Джеффса с основателем мормонизма.
Молодые жены Джозефа Смита
Тодд Комптон составил список из 33 жен Джозефа Смита . Десятерым женщинам из этого списка не было еще и 20 лет :
- Хелен Мар Кимбалл ( 14 лет)
- Нэнси М . Уинчестер ( 14 лет)
- Флора Энн Вудворт ( 16 лет)
- Сара Энн Уитни ( 17 лет)
- Сара Лоуренс ( 17 лет)
- Люси Уокер ( 17 лет)
- Фанни Элгер ( 16-19 лет)
- Эмили Доу Партридж ( 19 лет)
- Мария Лоуренс ( 19 лет)
- Мелисса Лот ( 19 лет)