«Мормонская суперзвезда» из Африки стал первым чернокожим членом высшего руководства мормонской церкви
Джозеф Ситати |
Джозеф Ситати родился и вырос в семье квакеров в г. Найроби, Кения, но относился к своей вере равнодушно. Проповеди в церкви, по его мнению, были слишком политизированы и не удовлетворяли его духовную жажду.
Когда в 1985 году Ситати впервые побывал на мормонском собрании, в его душе появилось некое новое чувство: «Там был очень хороший дух. Там было что-то мне прежде неизвестное».
Особенное впечатление на него произвел Джон Кармак, член высшего руководства церкви СПД (ныне на пенсии), который тогда приехал в Кению с визитом. «От его слов меня как будто пронизал какой-то дух», — рассказывал Джозеф потом своему другу. — «Я был словно заворожен». Джозеф считает, что это был Святой Дух.
«Когда в марте 1986 года я крестился в церкви СПД, мной овладело ощущение любви. Я любил все и всех. Любовь воспламенила меня», — вспоминал Ситати.
Теперь, 23 года спустя, Ситати, уже ставший суперзвездой у себя на родине, достиг положения, которое в свое время занимал Кармак — стал членом Первого Кворума Семидесяти. В прошлом августе он стал первым чернокожим африканцем, избранным в этот второй по значению эшелон руководства церкви. В настоящее время он руководит корпусом мормонских миссионеров в Нигерии.
Его назначение является знаковым событием. В конце концов, до 1978 года церковь СПД не позволяла людям африканского происхождения становиться священниками. И лишь после 1978 года началась миссионерская работа среди чернокожих африканцев. Сегодня церковь СПД насчитывает более 250 тыс. чернокожих членов в 27 странах мира.
Известие о призвании Ситати вызвало огромное оживление среди африканских мормонов, говорит Эндрю Зиллале из Танзании, один из руководителей суахильского прихода в Солт-Лейк-Сити. «Я получил e - mail от нового президента кола в Найроби с вопросом, правда ли это”, — рассказывает Зиллале. — «Они этого не ожидали».
Миссионеры мормонов прибыли в Кейптаун еще в 1853 году, но проповедовали только английским колонистам. После того, как все новообращенные мормоны эмигрировали в штат Юта, миссия закрылась до 1903 года, когда миссионеры вновь начали проповедовать белым. Церковь постепенно росла в Кейптауне и Йоханнесбурге и к моменту, когда президент церкви Дэвид Мак-Кей посетил Южную Африку в 1954 году, уже насчитывала несколько тысяч членов.
Тем временем, мормонские брошюры и журналы начали ходить по рукам в Гане и Нигерии, и многие люди стали обращаться в «американскую веру» и создавать собственные приходы. Все это происходило без ведома руководителей в Солт-Лейк-Сити. Им даже пришлось посылать своих представителей в Гану, чтобы отлучить от церкви группу людей, которые во время собраний били в бубны, плясали и слушали откровения какой-то женщины-пророчицы, называя себя при этом мормонами.
Члены одного из нигерийских приходов СПД в 1984 году |
Однако некоторые местные жители остались верны новой вере и после откровения 1978 года, допустившего к получению священства «всех достойных мужчин», с готовностью приняли настоящее крещение. В последующее десятилетие церковь начала быстро расти в Гане, Нигерии и странах Восточной Африки.
В 1986 году, когда Ситати, его жена Глэдис и их старший сын были крещены, церковь СПД столкнулась с жестким сопротивлением. Правительство отказалось ее признавать, и всякая проповедь была строго запрещена. Будучи уважаемым человеком, инженером, сотрудником нефтедобывающих и горнодобывающих компаний, Ситати сыграл большую роль в том, что церковь получила официальное признание. Он стал первым президентом округа в Кении, а впоследствии первым президентом кола. Затем он служил семидесятым в руководстве зоны, представителем церкви по связи с общественностью на всем континенте, а в последние два года президентом миссии СПД в Нигерии.
За два десятилетия, проведенных в церкви СПД, Ситати стал свидетелем бурного роста мормонизма на своем родном континенте, при нем в Аккре (Гана) и Абе (Нигерия) были построены храмы. Нигерийские миссионеры, за работой которых он наблюдает, крестят новообращенного в среднем каждые три недели, и 60% крещеных остаются в церкви. «Народ Африки стремится узнать правду», — говорит он. — «Это очень плодородная почва для мормонизма».
Однако Ситати не понаслышке знает и о трудностях, с которыми сталкиваются члены церкви.
Например, в 1989 году Гана выслала из страны всех американских миссионеров и закрыла деятельность местных приходов, ссылаясь на то, что мормоны подрывают авторитет правительства. Отчасти эти гонения, вероятно, объяснялись действиями христианских церквей — тем более, что как раз в то время в стране показали антимормонский фильм The Godmakers . Некоторые члены церкви оказались в тюрьме, но остальные продолжали собираться по домам. Некоторые покинули церковь.
Храм СПД в Аккре |
Те же, кто сумел продержаться до 1991 года, когда запрет был снят, стали руководителями местной церкви СПД.
По словам Ситати, большая часть антимормонской пропаганды приходит из Америки: «Некоторые люди, пытаясь защитить свои взгляды, распространяют дурные вести о мормонизме. Но среди местного населения враждебности к церкви нет».
Еще большую проблему представляют нищета, безработица и неграмотность, по причине которых местные верующие не могут полноценно участвовать в добровольной и неоплачиваемой деятельности церкви. «По причине бедности большинство африканцев очень зависят друг от друга», — говорит Ситати. — «И им приходится мириться с социальными нормами, которые идут вразрез со взглядами церкви».
Ситати ничуть не беспокоит тот факт, что церковь СПД запрещала чернокожим быть священниками до 1978 года: «Христос пришел только к евреям, и лишь в конце Своего служения поручил апостолам идти по всему миру. Разные народы приглашаются к участию в плане спасения в разное время. Важно то, что спасение, к которому они приглашаются, одно и то же. Неважно, что евреи были первыми, если хотите, а африканцы последними».
Призвание Ситати в Кворум Семидесяти, возможно, поможет руководству церкви увидеть уникальные дары и таланты африканцев и помочь выходцам с этого континента стать еще более полноценной частью мормонизма, который постепенно становится всемирной религией.
«Когда его призвали, я ощутил, что во мне что-то изменилось. Когда я вижу ожного из высших руководителей церкви, который выглядит, как мы, я чувствую, что мы являемся частью церкви», — говорит Зиллале. — «Евангелие предназначено для всех. Даже внешние говорят, что что-то здесь происходит».