Новое начало: чернокожие вновь присматриваются к мормонской церкви
Гельвецио Мартинс (третий слева) с руководителями Группы "Дженесис" — мормонской организации, занимающейся работой с чернокожими членами церкви СПД. Бразилец по происхождению, Мартинс был первым чернокожим, вошедшим в состав высшего руководства церкви, — с 1990 по 1995 год он был членом Второго Кворума Семидесяти. |
Раньше Анджела Карсон в церкви прыгала и кричала: «Аллилуйя!». Теперь она сидит в середине церковного зала и тихо, в мягкой и нежной манере, поет. Карсон, 28-летняя чернокожая женщина в прошлом году ушла из нью-йоркской баптистской церкви, чувствуя, что ей не хватает вдохновения и близости с другими членами общины. Она побывала во многих традиционных негритянских общинах, но в конце концов обрела новое пристанище в Гарлемском приходе мормонской церкви.
В этой общине ее привлекла не только религиозная вера в необходимость служения и помощи ближним, но и нечто другое, что может удивить многих чернокожих: отсутствие расовых предубеждений. «Ко мне подошли два молодых афроамериканца, мормонские миссионеры, и это заставило меня по-новому посмотреть на их церковь. Многие спрашивали меня, почему я присоединилась к расистской религии, и меня очень огорчает стереотипное мнение, что эта религия проповедует ненависть».
По словам Карсон и других чернокожих, которые покинули традиционно негритянские церкви (баптистские, методистские, епископальные), их родные и друзья часто сомневаются, что мормонская церковь может служить афроамериканцам. «Помню, как папа говорил мне, что, если я стану мормонкой, не смогу найти себе мужа-афроамериканца», — говорит Карсон. — «Я думала об этом, но я встречаюсь с мужчинами любых вероисповеданий, так что для меня здесь проблемы не было».
По данным церкви СПД, сегодня в мире насчитывается примерно 13 миллионов мормонов, примерно половина из которых живет в США. Однако эти цифры не показывают этническую принадлежность членов церкви.
Согласно опросу, проведенному в 2007 году, в Америке чернокожие составляют примерно 3 процента членов церкви СПД. В свою очередь, мормоны составляют менее 0,5 процента чернокожего населения США. Иными словами, в Америке насчитывается немногим менее 200 тысяч чернокожих мормонов — значительный прирост по сравнению с 5-10 тысячами в начале XX столетия.
Рост числа чернокожих членов церкви СПД обычно связывают с двумя историческими событиями. В 1978 году мормонская церковь отказалась от учения, запрещавшего чернокожим мужчинам становиться священниками, а чернокожим мужчинам и женщинам — участвовать в храмовых церемониях. В 2006 году президент церкви СПД Гордон Хинкли объявил, что мормонизм открыт для всех людей.
Гарлемский приход открылся в 2005 году — примерно тогда же мормонские центры, ориентированные на привлечение чернокожих и латиноамериканцев, открылись в Филадельфии, Детройте и Сан-Антонио. Мормонские приходы в этих городах отличаются расовым многообразием.
Чернокожие члены церкви СПД живут в ситуации постоянного когнитивного диссонанса. Ни для кого не секрет, что на протяжении 150 лет своей истории мормоны считали негритянскую расу навеки проклятыми потомками Каина. Именно поэтому, скажем, второй президент церкви СПД Бригам Янг 8 марта 1863 года заявил:
Отменили ли это учение последующие поколения мормонов? В 1960-х годах апостол Брюс Мак-Конки в своей книге Mormon Doctrine писал:
Только в 1978 году церковь СПД, наконец, разрешила чернокожим мормонам получать священство и входить в храмы. К тому времени мормоны активно распространялись на южноамериканском континенте, и если бы десятый президент церкви Спенсер У. Кимбалл вовремя не получил откровения по данному вопросу, бразильские мормоны, у большинства из которых была примесь негритянской крови, не смогли бы даже воспользоваться благословениями нового храма в Сан-Паулу, который был посвящен в ноябре 1978 года! Как же чернокожие мормоны сегодня решают для себя эту проблему? Вот один любопытный способ. Рене Олсон в своей статье Dispelling the Black Myth, опубликованной на сайте мормонской апологетической организации FAIR, предлагает попросту "избегать всего, что было написано о чернокожих до 1978 года, за исключением писаний". На этом фоне очень показательно, что героиня приведенной выше новости осталась в церкви СПД не благодаря знакомству и согласию с ее историей и учением, но по чисто внешним причинам. — Дмитрий Розет |