Савитри Дэви: мистическая фашистка обрела новую жизнь благодаря ультраправым
Савитри Дэви — мистик, любительница кошек, поклонница Гитлера и сторонница арийского мифа, — казалось, просто не могла не кануть в безвестность после своей кончины 25 лет назад. Но благодаря усилению радикального правого движения ее имя и образ сегодня вспоминают все чаще, пишет Мария Маргаронис.
В 2012 году, просматривая веб-страницу греческой партии «Золотой рассвет» в поисках материала для статьи, я наткнулась на фотографию женщины в синем шелковом сари на фоне пламенеющего закатного неба, которая внимательно разглядывала бюст Гитлера.
Как эта явная индуска оказалась на веб-странице откровенно расистской партии, которая ставит своей целью изгнание из Греции всех иностранцев? Этот вопрос жил где-то в глубине моей памяти до тех пор, пока имя «Савитри Дэви» вновь не выплыло наружу на волне роста крайне правых политических движений в Европе и Америке.
В наши дни на неонацистских форумах нетрудно найти дискуссии, посвященные сочинениям Савитри Дэви — особенно книг «Молния и Солнце», в которой развивается теория о том, что Гитлер был аватарой (воплощением) индуистского бога Вишну, и «Золото в печи», которая призывает истинно верующих уповать на возрождение национал-социализма. На американском ультраправом вебсайте Counter-Currents хранится обширный архив электронных документов, отражающих жизнь и деятельность Савитри Дэви.
Постепенно с ее взглядами знакомится и широкая общественность — благодаря таким лидерам американских правых, как Ричард Спенсер и Стив Бэннон (бывший главный стратег Трампа и председатель совета директоров Breitbart News, ухватившийся за предложенное Савитри Дэви толкование истории как бесконечно повторяющейся битвы добра со злом, в котором она была единодушна с фашистскими мистиками XX века).
Музыкальные группы, играющие в стиле «темный металл», и американские правые радиостанции смакуют идею Кали-Юги, темного века индуистской мифологии, конец которому, по мнению Савитри Дэви, должен был положить Гитлер.
Кто же была эта Савитри Дэви, и почему ее идеи сегодня обретают новую жизнь? Несмотря на сари и имя, она была европейкой, родилась в 1905 году в Лионе в семье матери-англичанки и отца-греко-итальянца и в детстве носила имя Максимиани Портас. С ранних лет она презирала любые формы эгалитаризма. «Красивая девушка и уродливая девушка не равны», — заявила она в интервью журналисту, которого в 1978 году послал к ней известный ниспровергатель Холокоста Эрнст Цюндель.
Увлекшись греческим национализмом, она в 1923 году приехала в Афины. Ее приезд совпал с прибытием тысяч беженцев и перемещенных лиц, оказавшихся в Греции после неудачной кампании в Малой Азии, в которую страна ввязалась в самом конце Первой мировой войны. Она винила западных союзников в унижении Греции и в несправедливых, как она считала, санкциях, наложенных на Германию Версальским договором. В представлении Савитри и Греция, и Германия были жертвами, которых лишили права воплотить в жизнь законное желание объединить территорию, населенную родственными по крови народами. Такая точка зрения вкупе со страстным антисемитизмом, который Савитри, по ее словам, почерпнула в Библии, привела к тому, что девушка очень быстро стала считать себя национал-социалисткой.
Она говорила, что Гитлер — вождь Германии, но его желание уничтожить европейских евреев и восстановить в законных правах «арийскую расу» сделало его и ее «фюрером».
Как и другие известные антисемиты, начиная с XVIII века, Савитри обвиняла иудео-христианство в уничтожении славы Греции и мифической древней арийской утопии. В начале 1930-х она отправилась в Индию в поисках сохранившихся остатков языческого прошлого Европы, руководствуясь убеждением, что кастовая система, запретившая смешанные браки, позволила сохраниться в тех краях чистокровным ариям. (Бывший глава Ку-Клукс-Клана Дэвид Дюк, посетивший Индию в 1970-х годах, разделял с ней это заблуждение.)
Поведение европейки, путешествующей поездом в четвертом классе, был настолько необычен, что британские колониальные власти установили за ней негласное наблюдение. Но Савитри не имела никаких контактов с британцами в Индии до начала Второй мировой войны, когда она стала передавать полученные от них сведения японцам. Она изучила индийские языки, вышла замуж за брамина (которого считала арием, как и саму себя) и разработала хитроумную идеологию, объединившую нацизм с индуистской мифологией. Согласно ее учению, Гитлер был человеком, опередившим свое время, которому суждено положить конец Кали-Юге и возвестить начало нового золотого века превосходства ариев.
В 1930-х годах в Калькутте Савитри работала в Индуистской миссии — теперь это тихое провинциальное святилище, а в те дни здесь находился центр индуистского национализма и миссионерства. Политизация религиозных общин в Индии при британских властях создала благоприятные условия для роста движения Хиндувта, приверженцы которого настаивали, что индусы — истинные потомки ариев, и что Индия — страна индусов.
Савитри предложила свои услуги директору Миссии Свами Сатьянанде, который (как и многие индусы до обретения страной независимости) разделял ее восхищение Гитлером и позволял ей сочетать выступления в защиту расовой чистоты индусов с нацисткой пропагандой. Савитри ездила по стране, читала лекции на хинди и бенгали, щедро пересыпая свои рассуждения об арийских ценностях цитатами из Mein Kampf.
В 1945 году, потрясенная крахом Третьего Рейха, она вернулась в Европу, чтобы добиваться его возрождения. О своем приезде в Англию она рассказывает в книге «Длинноусая и двуногая богиня» — детской сказке, главная героиня которой, кошка, любит нацизм так же, как и она сама. У этой кошки по имени Гелиодора «не было „человеческих чувств“ в обычном смысле слова… С самого раннего детства она была слишком глубоко потрясена тем, как человек обращается с животными… чтобы испытывать какую-либо симпатию к людям, страдающим за то, что они евреи».
Савитри всегда недвусмысленно говорила, что предпочитает животных людям. Как и Гитлер, она была вегетарианкой. Она смотрела на мир как бы издалека, и ее больше интересовали глубокие природные закономерности, которые она видела, чем человеческая жизнь. Во время посещения Исландии она две ночи провела на склоне извергающегося вулкана Гекла. «Изначальный звук творения — это „ом“, — писала она. — Вулкан каждые две или три секунды повторяет: „ОМ! ОМ! ОМ!» И земля все время дрожит у тебя под ногами».
В 1948 году Савитри удалось проникнуть в оккупированную Германию, где она распространила тысячи пронацистских листовок, в которых говорилось: «Однажды мы снова воспрянем и восторжествуем! Надейтесь и ждите! Хайль Гитлер!»
Много лет спустя она рассказывала, что была рада, когда британские оккупационные власти ее арестовали, потому что это приблизило ее к лишенным свободы нацистским «товарищам». Во время тюремного заключения, которое было недолгим, благодаря вмешательству ее мужа при посредничестве индийского правительства она близко сошлась с бывшей охранницей из концлагеря Берген-Бельзен, осужденной за военные преступления, «очень красивой женщиной, блондинкой примерно моего возраста». Ходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Савитри. Ее брак с Азитом Мукхерджи, как утверждали, был целомудренным, поскольку они не принадлежали к одной касте. Нацистка Франсуаза Диор, племянница известного модельера, которая финансировала нацистов, утверждала, что была любовницей Савитри.
В последние годы жизни Савитри Дэви вернулась в Индию, где, судя по всему, в наибольшей степени чувствовала себя дома. Она жила на тихой улочке в Дели, в квартире над гаражом, и посвятила себя заботам об уличных котах: каждое утро она надевала золотые украшения, которые по традиции носят замужние индийские женщины, и отправлялась кормить животных хлебом и молоком.
Она умерла в доме своей подруги в Англии в 1982 году. Ее прах был предан земле со всеми подобающими расистскими почестями. По некоторым сведениям, ее похоронили рядом с известным американским нацистом Джорджем Линкольном Рокуэллом.
Сама Савитри Дэви в Индии уже почти забыта, однако индийский национализм, который она поддерживала и пропагандировала, переживает бурный рост, что сильно беспокоит племянника Савитри, левого журналиста Суманту Банерджи.
«В своей книге „Предостережение индусам“, изданной в 1939 году, она советовала индусам развивать „дух организованного сопротивления во всем индусском мире“, — говорит он. — Объектами этого сопротивления должны были стать мусульмане, которые, по ее словам, представляли угрозу для индусов. И этот же самый страх можно увидеть в людях сегодня».
Хиндувта является официальной идеологией правящей партии Бхаратья Джаната, к которой принадлежит премьер-министр Нарендра Моди. Сторонники этих идей утверждают, что мусульмане и секуляристы подорвали силу индийской нации. Хотя официальные представители партии осуждают насилие, мятежи, которые привели к разрушению мечети Бабри в Айодхья в 1992 году, и нынешняя волна нападений на мусульман и инакомыслящих — иногда приводящих к человеческим жертвам — говорят об обратном.
В США идеи расистов, антикоммунистов и фундаменталистских проповедников близкого апокалипсиса в сочетании создали плодородную почву для заигрываний ультраправых групп с оккультным нацизмом и индуистскими предсказаниями. Как и в Индии, традиционный страх правящих кругов потерять власть, стал мощным фактором распространения этих идей.
«Начиная с середины президентского правления Обамы, самым важным фактором в глазах многих людей, присоединившихся к „Движению чаепития“ [англ. Tea Party movement, консервативно-либертарианское политическое движение в США], была идея о том, что белых людей отстраняют от власти, — говорит аналитик и писатель Чип Берлет. — Крайне правые и организованные группы сторонников превосходства белой расы подпитываются тем, что многие белые граждане США боятся, что их постепенно вытесняют и унижают».
Деятельность Савитри Дэви является частью истории как националистического движения в Индии, так и европейских и американских крайне правых. Ее эпатажные, эксцентричные сочинения содержат — в неприукрашенном и непричесанном виде — все основные идеи: что людей можно разделить на «расы», которые не должны смешиваться друг с другом; что некоторые этнические группы превосходят остальные и имеют больше прав; что эти высшие группы находятся в опасности; и что темные времена, в которые мы живем, окончатся лишь тогда, когда эти группы вернут себе власть и вновь установят на земле мифический золотой век.