Голливудская истерия: Что общего между «Оскарами» и фамильным склепом Иисуса?
Дарелл Бок |
Сегодня мы наблюдаем за битвой сенсаций: церемония вручения «Оскаров» против новости о находке семейного склепа Иисуса. История о склепе — это старая новость, в которую вдохнули новую жизнь, чтобы сделать более сенсационные выводы, чем позволяют реальные факты. Мне позволили посмотреть предварительный вариант фильма, который выйдет на экраны в марте, но на условии, что я никому не расскажу об увиденном. Я кратко изложил свое мнение по поводу и, поскольку теперь я могу его озвучить, включил некоторые моменты в настоящий текст. Мы не должны бояться таких дискуссий . Факты одинаковы для всех . Все мы хотим найти истину.
Ключевые утверждения теории основываются на ряде предположений, так сказать, собранных с бору по сосенке.
Во-первых, это предположение о том, что найден фамильный склеп именно Иисуса, хотя Он жил в Иерусалиме временами, как паломник, а не как горожанин. Каким образом Его родные успели после Его смерти купить гробницу, одновременно готовя похищение тела и продолжая проповедовать, что Иисус воскрес ТЕЛЕСНО, а не духовно.
Телесное воскресение Христа принципиально важно, потому что в иудаизма вера в воскресение всегда была связана с телесным воскресением, с искуплением всего, что сотворил Бог. Если обратиться к [апокрифической] 2-й Маккавейской книге, в 7-й главе рассказывается от смерти третьего из семерых казненных сыновей, который говорит, что мучители могут отрезать ему язык и руки за нежелание нарушить Закон, потому что Бог однажды вернет их ему.
Вот подробности :
В отрывке 2 Макк. 7:10-11 смерть третьего брата описывается так: «После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». После гибели сыновей, мать в стихах 20-23 выражает свою надежду: «Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке и говорила им: я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы». Этот момент важен, поскольку, поскольку, как и в случае с учением о сотворением мира, одним из различий между двумя группами (христианами и христианскими гностиками) заключалось в том, что первые после смерти надеялись ожить как духи, а вторые надеялись на обновление всего человеческого существа. Отказ от учения о телесном воскресении равносилен отказу от учения, которое ранняя Церковь приняла от Иисуса как основание надежды, которую Он дал Своим последователям, — надежды, которая, в свою очередь, основывалась на прецеденте иудаизма. Апостол Павел, самый первый свидетель, засвидетельствовавший это в дошедших до нас писаниях, прежде был фарисеем и верил в телесное воскресение мертвых, как показывает 15-я глава 1-го Послания к коринфянам. Учение Павла согласуется с образом из книги Маккавейской, который мы видели выше. Апостол недвусмысленно отвергает точку зрения, которая признает лишь духовное воскресение.
Во-вторых, нам придется поверить, что в семейном склепе были погребены те, кто не принадлежал к числу членов семьи, — например, Матфей. Как это объяснить ? Интересно, как такое «доказательство» повлияло на дутую статистику, приведенную в фильме?
В-третьих, нам придется поверить, что люди, собравшиеся с духом, чтобы выкрасть тело, проповедовали о пустой гробнице и воскресении, зная, что на самом деле Иисус не воскрес. Им пришлось ТАЙНО купить у кого-то гробницу, в течение года изготовить саркофаг, а потом украсить саркофаг Иисуса похожей на граффити надписью, чтобы увековечить покойного героя. Несомненно, если бы у них был год на то, чтобы приготовить для Иисуса должные почести, они украсили бы Его саркофаг не одной лишь похожей на граффити надписью. Не говоря уже о том, что некоторые родственники Иисуса умерли за веру в Его воскресение, зная, что на самом деле Его тело осталось в могиле. Этот сценарий звучит неубедительно .
Тот самый "саркофаг Марии" |
В-четвертых, на одном из саркофагов есть имя Мариамна, вариант имени Мария, одного из самых распространенных имен того времени. С таким же успехом можно сказать, что в мире есть только одна супружеская чета с имени Сьюзан и Ричард. А преподносить тот факт, что Мариамна и Мария — одно и то же имя, как сенсацию — все равно, что удивляться тому, что Уильяма называют Биллом.
В-пятых, у нас есть анализ ДНК, доказывающий, что ДНК Мариамны и Иисуса не совпадают друг с другом. Но сколько в то время в Иудее было женщин с ДНК, отличной от ДНК Иисуса? В том числе носивших имя Мария? Это ни о чем не говорит. Тот факт, что вероятность совпадения ДНК составляет один шанс из нескольких тысяч, не доказывает, что она была его женой. Стоит спросить, за кем из мужчин, погребенных в склепе, она была замужем?
В-шестых, чтобы отождествить Мариамну с Марией Магдалиной, а не с какой-то другой из множества Марий, нам придется обратиться к апокрифической книге Деяний, рукопись которой датируется IV веком. Без этой рукописи, Деяний Филиппа и Евангелия Марии Магдалины, — давно известной и уже рассмотренной во время споров вокруг «Кода ДаВинчи» — никакой связи установить невозможно. Иными словами, мы не можем утверждать, что Мария-Мариамна из склепа и есть Мария Магдалина, хотя этот момент принципиально важен для истинности теории в целом.
В-седьмых, если внимательно присмотреться к фильму, нетрудно заметить, что, когда вопрос о возможной связи задают самым известным специалистам, они единодушно говорят, что всерьез утверждать это НЕЛЬЗЯ, потому что речь идет об очень распространенных именах. Специалисты знали о найденном склепе уже несколько десятилетий. Однако НИ ОДИН из наиболее известных специалистов не заявил о своем согласии с гипотезой, выдвинутой в фильме. Ведь авторы наверняка должны были поинтересоваться их мнением о теории в целом, разве нет? Иными словами, молчание со стороны специалистов, приглашенных авторами, чтобы подтвердить определенные моменты истории, просто оглушает.
Саркофаг изнутри |
В-восьмых, что касается утверждения о слове «Маара». Вот слова проф . Баукхама: «„Мара“ в данном контексте не означает «Господь». Это сокращенная форма от имени Марфа. Вероятно, в саркофаге покоился прах двух женщин по имени Мария и Марфа (Мариамна и Мара)»
В-девятых, авторы фильма говорят о саркофаге Петра, хотя есть множество свидетельств о том, что Петр умер в Риме. Теория, предложенная в фильме, может быть справедливой лишь в том случае, если все эти свидетельства ложны.
Наконец, есть еще и статистика. Чтобы добиться высоких результатов в подсчет пришлось включить все предположения о том, кому принадлежат найденные останки, включая предположение относительно останков Матфея. В фильме говорится, что это имя «имеет отношение к семье». Каким образом ? Откуда это взяли ?
Итак, мы имеем дело с документальным фильмом, посвященным давнему открытию, который по крупицам собирает факты, чтобы придать этой истории более сенсационный вид, чем она имеет на самом деле. Для того, чтобы теория работала, на ВСЕ вопросы должен быть дан ответ. Интересно было бы подсчитать вероятность такого развития событий с учетом всего вышесказанного.
Во время церемонии вручения «Оскара» золотая статуэтка вручается за актерское мастерство. Кино — это история, которая только выглядит подлинной. Впечатляющие съемки и игра актеров, но, в конечном итоге, чистый исторический вымысел. Я надеюсь, что мы еще не докатились до того, чтобы не заметить разницу между Иерусалимом и Голливудом.