Заместитель главы РОСХВЕ о сектоборцах во Франции
Константин Бендас |
Первый заместитель Начальствующего епископа – управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), епископ Константин Бендас прокомментировал информацию о признании виновными в клевете антикультистской организации MIVILUDES и её президента Георга Фенека.
Как сообщила 8 июня газета Paris Tribune, президент межминистерской комиссии MIVILUDES (сокращение от Межминистерской комиссии по мониторингу и борьбе с сектантскими течениями) Георг Фенек был осужден Уголовным Судом Парижа 1 июня 2012 года за распространение клеветы. Дело было начато в связи с клеветническими обвинениями, опубликованными в докладе MIVILUDES в 2009 году, в отношении светской организации Католическое французское общество в защиту традиции, семьи и имущества.
17-ая Палата Уголовного Суда Парижа, специализирующаяся на делах, связанных с прессой, осудила клеветнический характер обвинительных слов, содержащихся в докладе, которые был подан премьер-министру. Суд особо отметил недостаточную точность доклада, также как и некорректность в выражениях. Суд придал особое значение тому факту, что государственное агентство - такое как MIVILUDES - не должно использовать неясные, размытые формулировки и предположения в своей работе.
Во время своего официального визита во Францию в 2011 году Константин Бендас встречался с Георгем Фенеком и поделился своими впечатлениями: «Встреча с главой “Мивилюд” оставила у меня весьма неоднозначные ощущения. Кроме меня и г-на Фенека во встрече также участвовали его первым заместитель и представитель министерства иностранных дел Франции, организовавшего мой визит, также переводчик, предоставленный МИДом Франции».
«Вообще вся моя поездка во Францию была посвящена обмену опытом в сфере межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношений. Во Франции, как и в России, различные силы все чаще пытаются использовать религиозный фактор для целенаправленного разжигания неприязни, создания социальной напряженности, а в отдельных случаях и для оправдания преступлений. В разных частях нашего мира все чаще вспыхивают конфликты и войны, "замешанные" или оправдываемые религиозной риторикой», - рассказывает епископ.
Георг Фенек |
«Прежде всего, меня поразил чрезвычайно высокий уровень законспирированности и охраны ведомства г-на Фенека. На здании, где располагалась “Мивилюд” отсутствовала вывеска на фасаде, но наличествовало огромное количество камер наблюдения, а у входа в здание нас встретили офицеры жандармерии (военная полиция Франции) в полной амуниции, бронежилетах и с автоматическим оружием. Внутри помещения везде были установлены камеры, даже в небольшом лифте, и сотрудник жандармерии провожал нас до самого кабинета президента организации. Офис г-на Фенека обставлен более чем дорого, даже по сравнению с посещенными мной кабинетами других достаточно высокопоставленных чиновников, например, заместителя министра образования Франции, главы одного из департаментов Министерства обороны, заместителя министра внутренних дел. Нигде не было такой дорогой и изысканной мебели и оформления. Ни один из государственных чиновников Франции, с которыми я встречался, не позволял себе на рабочем месте носить такие дорогие костюмы и столь вызывающе дорогие золотые часы. Я искренне пытался выяснить, что же это за угроза, ради которой стоит применять такие меры безопасности и вкладывать такие средства. Увы, за весь насыщенный полуторачасовой разговор, я так и не получил четкого ответа», - вспоминает Бендас.
«Звучали какие-то придуманные и неконституционные формулировки, типа «сектантская угроза» или «сектантские отклонения». На прямой вопрос, что это такое, я также не получил прямого ответа. По словам г-на Фенека, это нечто «выбивающееся за пределы существующего». Но где стандарт, канон этого «существующего», так и осталось неясным. Например, я спросил, является ли учение и практика Римо-Католическая Церкви тем каноном, отклонение от которого становится сектантской угрозой? «Нет», - сказали мне, - «и в католической церкви множество сектантских отклонений», - подчеркнул заместитель главы РОСХВЕ.
«По словам президента “Мивилюд”, борьба с сектами - это не исключительно религиозная сфера! Сектантские отклонения могут быть везде: в политике, экономике, социальных вопросах. Согласно формулировкам г-на Фенека сектантская угроза - это попытка любого воздействия на человека, который находится в состоянии «манипулятивной слабости». Загибая пальцы, французский сектоборец перечислил следующие ситуации: когда у человека недавно умерли близкие, когда человек болен, инвалид, недавно развелся, когда у человека семейные трудности и конфликты, а также все дети, подростки, молодые люди, учащиеся, студенты и беременные женщины, служащие в армии, отбывающие тюремное наказание, подчиненные на работе... Не хватало только тех, «кто встал утром с левой ноги». Под категорию человека, потенциально подверженного сектантскому влиянию, подходит почти все население планеты. И от попытки любого влияния любого человека на любого человека и пытается защитить “Мивилюд”. Как видно сфера действия - очень широкая, а критерием и каноном является только сама организация “Мивилюд”. На мой взгляд, люди придумали страшную угрозу и на исследования, и борьбу с ней видимо получают значительные суммы денег. За государственный счет, за счет налогоплательщиков Мивилюд ищет черную кошку в темной комнате, в которой её к тому же и нет. Как одно из своих достижений г-н Фенек назвал свое влияние на антисектантские структуры и организации разных стран, в том числе он намекал, что и в России есть некие его адепты. Когда встреча закончилась, и мы вышли на улицу я услышал облегченный вздох женщины-переводчика. Я поинтересовался впечатлениями и от светского человека, не погруженного в религиозную сферу, я услышал следующее: “Никогда не была ни в какой секте, но если они на самом деле существуют, то они выглядят именно так, как “Мивилюд”. Что можно сказать в итоге? Ни в коем случае нельзя изобретать новые угрозы и методы борьбы с ними, выходящие за пределы действующего законодательства, за пределы права. Особенно в этой сфере надо быть осторожными в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. По настоящему нуждаются в поддержке государства организации, созидающие межнациональный и межрелигиозный диалог и мир, именно их усилия способствуют сплочению общества. А с борцами с мифическими сектантскими угрозами, простите за тавтологию, надо бороться по совести и всей строгости закона», - резюмировал епископ.
Признание конкретного заявления агентства MUVILUDES по поводу конкретной организации клеветническим — это факт, спорить с которым невозможно, да и не нужно. Однако широкие обобщения, к которым прибегает К. Бендас, используя как предлог данную ситуацию, — другое дело. На мой взгляд, довольно странно утверждать, что сектантская угроза выдумана ради получения значительных сумм денег, когда в Японии все еще идут суды над помощниками Сёко Асихары, а в Америке еще живы родственники жертв "Народного Храма", когда в памяти людей еще не стерлись трагедии "Ордена Солнечного Храма", "Ветви Давидовой", "Небесных врат" и попытка массового самоубийства последователей Марии Дэви Христос. Можно (а на фоне последнего судебного постановления и нужно) ставить под вопрос четкость и корректность методов и определений, которыми пользуется конкретная организация MIVILUDES, однако отрицать наличие проблемы и серьезных исследований в этой области на основании одного-единственного примера едва ли справедливо. Центр апологетических исследований в своей работе пользуется не психологическими, а богословскими критериями, однако невозможно отрицать, что серьезные разработки в сфере психологического изучения культов и культовых отношений существуют. Взять, к примеру классическое определение "культовых взаимоотношений", предложенное клиническим психологом д-ром Маргарет Сингер:
Сингер действительно пользовалась термином "культовые взаимоотношения", поскольку полагала, что данный феномен имеет место не только в религиозных организациях. Однако это еще не значит, что "под категорию человека, потенциально подверженного сектантскому влиянию, подходит почти все население планеты". Напротив, сторонники этого подхода разрабатывают систему критериев, объективно свидетельствующих о применении духовного или психологического насилия в тех или иных организациях. Как я уже писал выше, спорить с этими разработками можно (а в случаях, подобных MIVILUDES, и нужно), однако глобальные и безосновательные обобщения, к которым прибегает Бендас, мало чем отличаются от глобальных и безосновательных обобщений, в которых он сам обвиняет Фенека и его коллег. — Дмитрий Розет |