Бойтесь темного искусства йоги! Почему консервативные христиане так психуют из-за йогического «чуда»
Если йога помогла христианину впервые за тридцать три года обрести способность ходить, откуда взялась эта вновь обретенная сила — от Бога или от дьявола? Этот вопрос разрывает на части одну евангелическую церковь в Лас-Вегасе.
В новозаветном Евангелии от Марка Иисус велит парализованному человеку взять свою постель и ходить, и тот ходит. В Деяниях апостолов Петр призывает имя Иисуса и деле то же самое для хромого от рождения человека:
Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога (Деяния 3:6-8).
И потому, когда Джон Тэйлор горячо молился о том, чтобы такое же чудо снизошло на прихожанина его церкви Майка Перси, он молился с верой, убежденно, а потом ждал. Майк был приковал к инвалидной коляске более тридцати лет с тех пор, как в результате несчастного случая в возрасте 27 лет он утратил способность ходить и говорить без заикания.
Майк Перси |
Шансов на то, что Майк встанет на ноги, почти не было. Однако неделю спустя один знакомый, ничего не знавший об этой молитве, прислал супруге Джона видеокассету с рассказом о том, как человек с аналогичными травмами вновь обрел способность ходить благодаря интенсивной йога-терапии. Джон расценил это как знамение. Майк тоже. С ними согласился и рожденный свыше христианин, инструктор по йоге Митч Мелник, который даже предложил Майку поселиться у него дома на время прохождения курса интенсивной терапии.
Чудо или черная магия?
Когда Майк сделал первые неуверенные, но самостоятельные шаги, все, кто имел к этому отношение, были в восторге и благодарили Бога за чудо, которое в их представлении было аналогично служению Иисуса. Но не все в лас-вегасской церкви «Жизнь с избытком», к которой принадлежат Майк и Джон, думали так же. Когда друзья Майка создали в Интернете страницу для сбор пожертвований, чтобы возместить Митчу доходы, от которых он отказался ради помощи Майку, большинство прихожан церкви отказались жертвовать деньги. И когда пастор общины благословил лечение, церковь лишилась многих прихожан (и их денег).
Многие библейские буквалисты, в частности харизматы и пятидесятники, относятся к йоге с глубоким подозрением, рассматривая ее не столько как методику исцеления или оздоровления, сколько как соблазнительное приглашение в индуистскую религию. Открытые, находящиеся в поиске формы христианства иногда утверждают, что «всякая истина — это Божья истина», или даже что есть много путей к Богу, и даже те евангелические христиане, которые узко толкуют христианство, иногда считают йогу полезной практикой. Однако в среде консервативных библейских буквалистов чаще встречается настороженность, подозрительность или откровенное осуждение. Один христианский сайт, Christian Apologetics and Research Ministry, цитирует журнал Yoga Journal и сопровождает цитату собственным комментарием:
«Скорее всего, в результате занятий йогой ваше тело станет более гибким, как и ваш ум». Как видите, йога — это не просто физические упражнения. Мы, как христиане, не хотим делать свой ум более гибким. Мы не хотим делать свой ум открытым для ложных учений».
В чем причины страха?
В соответствии с пятидесятническим и другими близкими к нему направлениями в богословии, вокруг нас незримые сверхъестественные силы ведут космическую войну между добром и злом, в которой буквальные войска сатаны объединились против воинства Божьего. По мере того, как это сражение разворачивается, каждый из нас оказывается на одной или другой стороне, и только великая бдительность может спасти христиан от соблазнения лжепророками или демоническими силами.
С этой точки зрения, индуистские боги в действительности являются демонами, и это означает, что духовный плюрализм опасен и плох. В Индии живущие в деревнях индуисты с возмущением говорят о том, что их дети возвращаются из миссионерских школ — подчас единственных школ в округе, где есть книги и бумага, — напуганными, потому что учителя сказали им, что их родители, тети и дяди поклоняются злым демонам. Как бы пагубно это ни сказывалось на взаимоотношениях родителей и детей, миссионеры искренне верят, что они поступают правильно.
Говоря словами Пэта Робертсона, «индуизм и многие оккультные практики, пришедшие с Востока, вдохновлены демонами и поклонением демонам… Есть такая идея, что все религии одинаковы и хороши. Это неправда. Поклоняться дьяволу нехорошо». Йога, как и общение с духом и гадальные доски, может пробить в вашей духовной защите маленькую брешь, через которую демон может овладеть вашей душой.
Именно такое христианство, основанное на страхе, бойкотировало фильмы о Гарри Поттере и пытается изъять из детских библиотек книги в жанре фэнтези. Все потому, что это мировоззрение довольно серьезно относится к идее волшебства. Психолог Марлен Уинелл ввела в обиход термин «религиозный травматический синдром» для описания переживаний множества людей, пострадавших от авторитарных, основанных на страхе формах веры. Уинелл была воспитана миссионерами пятидесятнической церкви, поэтому она кратко излагает суть пятидесятнического мировоззрения и психологических проблем, которыми оно чревато.
Темные искусства и усердный труд
В этом месяце служение Майка Шрива, открытого противника йоги, устраивает в штате Теннеси конференцию исцеления с участием «опытного служителя Евангелия» Ричарда Мэдисона, который «был в буквальном смысле „воскрешен из мертвых“, что подтверждает медицинский работник». В сельских районах Африки, вдалеке от современной медицины, никому не подотчетные миссионеры из американских пятидесятнических церквей проводят собрания исцеления и часто рассказывают о чудесных выздоровлениях и даже воскресении мертвых.
В мире, наполненном магией и населенном невидимыми силами, который очень напоминает Железный век, в котором жили библейские авторы, вполне разумно опасаться чудесных исцелений из подозрительных источников (которые могут считаться конкурентами и носителями темного искусства).
С точки зрения Митча Мелника, нет ничего демонического в том, что Майк теперь может без посторонней помощи пройтись по комнате, хотя Митч тоже воздает хвалу за это чудо Богу. Улучшение было достигнуто при помощи радикального набора упражнений, нацеленного на повышение внешней силы за счет подключения к внутренней силе. Эта методика включает в себя элементы не только йоги, но и тайцзи, цигун, а также богатую питательными веществами домашнюю пищу, которую готовит напарница Митча, Тхан. Майк продвинулся так далеко не только по благодати Божьей, но и потому, что ставил перед собой маленькие, но постепенно растущие цели, а потом стремился преодолеть каждый такой рубеж. По состоянию на 11 мая его рекорд составил 274 шага, включая 65 шагов подрял без посторонней помощи.
Не принимайте отрицательный ответ
Пастор лас-вегасской церкви «Жизнь с избытком» Боб Перри придерживается буквалисткого понимания Библии. Однако он верит, что Бог использует разные средства, и усматривает руку Божью в щедрости Митча и Тхан. Когда Майк впервые подошел к нему с вопросами о йоге, Боб посоветовал ему «молиться, услышать Божий голос и руководствоваться душевным миром». И какими бы болезненными ни были разделения в общине, он поддерживает Майка. Похоже, он не таит никаких обид на тех, кто ушел из церкви из-за того, что он поддержал Майка, и просто говорит: «Это благонамеренные люди, которые наслушались мифов и ложных толкований Библии».
О себе Перри говорит: «Я не стану препятствовать тому, как Бог говорит с людьми, или ограничивать Его. В Библии Бог говорит через ослицу!»
«Некоторые хотели, чтобы я осудил йогу Майка. Но не мне его судить, — добавляет Боб. — Моя работа состоит в том, чтобы учить людей, как искать Бога, а не встревать и пытаться быть для них Богом. Думаю, было бы здорово, если бы люди пытались иметь отношения с Богом, а не пытались быть Богом. Если Майк пребывает в мире, то и я с ним».
На День матери Перри проповедовал о той истории из Евангелия от Матфея, когда мать-язычница приходит к Иисусу в поисках исцеления для своей дочери. Поначалу Иисус прогоняет ее, сказав, что Его служение предназначено для дома Израилева. Но женщина продолжает просить, и Иисус соглашается. Перри растолковывает своей общине смысл этой истории: «Подлинный смысл этой истории — твердость веры этой матери. Не принимайте отрицательный ответ, даже если „нет“ исходит от Иисуса… Вера продолжается даже перед лицом неблагоприятных обстоятельств». Что представляет собой проповедь Перри — одобрение удивительной затеи Майка и Митча или призыв, обращенный к нему самому и к остальным членам его общины? Вероятно, и то, и другое.
По мере того, как Майк шаг за шагом продвигается вперед, мышцы на его ногах укрепляются. Теперь его ноги похожи на ноги человека, который ходит, а не человека, который тридцать лет страдал атрофией. Чем бы вы ни объясняли такой результат — Божьим вмешательством или чудом человеческой доброты и щедрости — это повод для удивления, радости и благодарности всем, кто сохранил веру. «Митч — это ангел, — говорит Майк. — Я не верю, что это взаправду».
Я спросила Майка, плакал ли он, когда сделал первые неуверенные шаги. «Нет, — ответил он. — Я не плакал. Но из моих глаз по щекам катились слезы».
24 мая Майк надеется вместе с друзьями войти в церковь на своих ногах — впервые за 30 лет. Он так горд и благодарен, что надеется, что посмотреть на это событие соберутся все читатели новостей из Лас-Вегаса.
Статья «Бойтесь темного искусства йоги!» очень хорошо показывает современную проблему христиан, связанную с адаптацией чуждых религиозных традиций в жизнь церкви. Если рассмотреть приведенные автором аргументы логически, получается, что Валери Тарико ставит нас перед неразрешимым выбором: либо заниматься йогой и исцеляться, либо оставаться верными буквальному толкованию Библии и страдать от болезней. Однако, мне кажется, Тарико в своем анализе не доходит до сути проблемы — скорее, ее рассуждения интересны как наглядный пример поверхностного подхода к интерпретации подобных казусов. На первый взгляд, в статье речь идет о йоге и христианстве, но в действительности это не так — автор понимает христианство крайне упрощенно, разделяя его на «библейских буквалистов» и тех, кто не препятствует Богу говорить с людьми через нехристианский опыт. С другой стороны, никакого анализа йоги как феномена она не предлагает вовсе и рассуждает о ней исключительно как о наборе физических упражнений и признаке гибкости ума. Возникает ощущение, что она защищает «открытость сознания», дающую надежду на исцеление, от косности христианских «буквалистов», ведущей к продолжению страданий. Иными словами, в ее представлении все, что способствует исцелению человека, хорошо и добродетельно, даже если в результате люди уходят из церкви, и община раскалывается, — благополучие одного конкретного человека важнее абстрактных принципов. Однако взаимоотношения между христианством и йогой далеко не так просты и однобоки, и в них затрагиваются гораздо более глубокие и серьезные вопросы, влияющие на вечную участь человека. Мы попросили Марсию Монтенегро из служения CANA (Christian Answers for the New Age) прокомментировать ситуацию, описанную в статье:
Если Вы хотите еще глубже разобраться в том, какие проблемы, с христианской точки зрения, связаны с занятиями йогой, обратите внимание на статью Уинфрида Кордуана «Что такое йога», опубликованную в «Вестнике ЦАИ» №58.
Хотелось бы также заметить, что автор безапелляционно связывает Майка Перси с методикой, которая включала в себя занятия йогой (какой именно?), диету (опять же, какую именно?) и еще некоторые восточные практики. Не совсем понятно, почему она приписывает исцеление именно йоге. Вполне возможно, успехи Майка объясняются сочетанием усиленных тренировок и правильного питания, подкрепленным мощной мотивацией. Возможно ли такое? Безусловно. Те, кто родился во времена СССР, наверняка помнят историю Валентина Ивановича Дикуля, который с помощью упорных тренировок по им самим разработанной схеме смог не просто встать на ноги после тяжелейшего компрессионного перелома позвоночника, черепно-мозговой травмы и множества переломов, но и продолжал выступать в цирке, став тяжелоатлетом. Можно сказать, что в его случае произошло медицинское чудо. Очень может быть, что, будь к услугам Майка Перси не инструктор по йоге и индуистской диете, а профессиональная программа реабилитации, он добился бы еще больших успехов. Другое дело, что именно реклама чудодейственных возможностей йоги (в отличие от традиционных методов, которые честно не дают никаких гарантий) могла стать для Майка мощным стимулом. А именно мотивация зачастую играет решающую роль в долгом и трудном процессе реабилитации. Печально, конечно, и то, что вся эта история пагубно отразилась на общине Майка. Это еще раз свидетельствует о том, что религиозные общины, ориентированные в большей степени на практические результаты веры в Бога (чудеса, исцеления и т.п.), нежели на здравое учение, крайне уязвимы в ситуациях, когда происходит нечто необъяснимое, но явно не имеющее отношения к христианству. Руководствуясь примитивным прагматическим принципом, согласно которому все, что кажется человеку благим и приятным, непременно исходит от Бога, а все, что доставляет нам проблемы и неприятности, Богу заведомо неугодно, последователи таких религиозных учений сами обрекают себя на серьезные проблемы и с легкостью усваивают чуждые христианству принципы и идеи, поданные под «правильным» соусом. Именно так дело обстоит с «христианской йогой», «христианской медитацией», «позитивным исповеданием» и многими другими поветриями, в разное время подхваченными христианской Церковью. |