Является ли UBF культом?
Быстрый поиск в Гугле покажет, что самые разные люди задают один и тот же вопрос: является ли Университетское библейское содружество (UBF) культом? Начиная с 1987 года, когда я вступил в эту организацию, я задавал себя этот вопрос много раз. Поначалу я находил в ней много хорошего, особенно в студенческие годы. Лично я за 24 года, проведенных в этом служении, не понес особого ущерба. Не видел я и многих злоупотреблений, сообщения о которых приходят со всех концов света. Но то, что мой личный опыт был довольно позитивным, не значит, что другим людям не был нанесен вред или ущерб. Более того, оглядываясь на годы, проведенные в организации, я вижу, что я вел себя, как страус, зарывшийся головой в песок, и делал вид, что ничего не знаю о том, о чем рассказывали другие!
Однако недавно мои глаза открылись, и я увидел, как я наносил вред другим людям. Ко мне относились не так, как к другим, — вероятно, потому, что я был одним из самых верных сторонников UBF.
Миссионеры UBF из Южной Кореи впервые приехали в США в конце 1970-х годов. Почти сразу антикультовые служения стали критиковать некоторые стороны жизни в этой организации. Многие годы я был одним из главных защитников UBF от обвинений в том, что это культ. Однако, пытаясь защищать UBF в Википедии и на некоторых других сайтах, я осознал, что очистить организацию от этих обвинений я не могу. Ортодоксальное, по существу, исповедание веры UBF действительно перечеркивалось его авторитарной структурой. Рано или поздно люди, обучающиеся в UBF, понимают, до какой степени организация хочет контролировать их жизнь, в том числе на ком жениться, где работать, где учиться, какой диплом получать, и при этом требует безусловного посещения ежедневных собраний. Новые члены организации всего этого не видят, контроль ужесточается постепенно на протяжении многих лет.
Я предоставлю другим решать, является ли UBF культом, но как человек, в прошлом занимавший директорский пост в этой организации, я могу с уверенностью сказать, что авторитарные и тщеславные действия руководителей UBF, направленные на то, чтобы добиться от последователей повиновения, создали в организации нездоровую атмосферу, не способствующую духовному, интеллектуальному и даже физическому росту. Конечно, впредь, я не буду настаивать на том, что UBF — это христианская организация.
Хотя поначалу студенты могут наслаждаться чудесным общением, которое предлагает UBF, после окончания учебы духовная жизнь замирает. Я видел это снова и снова — более 100 моих друзей (считая их мужей, жен и детей) за последние 20 лет ушли из организации.
Вот хорошее обобщение нынешнего положения дел в американском UBF (это применимо и к другим странам за пределами Южной Кореи):
Эта статья об Университетском библейском содружестве нуждается в обновлении. Это входит в обширный список того, что нам нужно сделать, и мы не знаем, когда у нас дойдут до этого руки.
С учетом сказанного, главная новость, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что 18 марта 2008 года Совет директоров Национальной ассоциации евангелических христиан США вновь принял UBF в число членов NAE.
С начала мая 2008 года мы получаем письма от членов UBF, которые обращают наше внимание на этот факт. Некоторые также упоминают о немногочисленных хороших отзывах, полученных UBF, и о членстве этой организации в Евангелическом совете по финансовой подотчетности (ECFA). Из большинства писем следует, что их авторы расценивают членство в NAE (и в меньшей степени в ECFA) как признание благонадежности UBF.
Мы принимаем подобные обстоятельства в расчет, но на нашу оценку той или иной группы они влияют не сильно. Многие организации не приспособлены к тому, чтобы разбираться в сложных вопросах, связанных с деятельностью авторитарных и культообразных групп. Свои оценки они почти всегда основывают на том, соответствует ли их требованиям официальное вероисповедание группы.
К несчастью, зачастую официальное вероисповедание не дает полного представления о том, что та или иная группа проповедует на словах и на деле. Иными словами, у церкви, движения или организации может быть богословски здравое исповедание веры, но при этом она может проповедовать спорные или еретические учения или допускать духовные или социальные злоупотребления.
И потому, когда дело касается UBF, наше беспокойство относительно этой организации ничуть не уменьшилось в результате ее повторного вступления в NAE. Напротив, мы расцениваем авторитарную структуру UBF как свидетельство неправильного понимания Евангелия Иисуса Христа — и библейского учения об учениках Христовых.
Мы не согласны с тем мнением, что большинство культообразных идей UBF, связанных с вопросами власти, подчинения, послушания и дисциплины, можно объяснить одним лишь корейским влиянием. Корейская культура не должна влиять на то, как христианин живет перед Богом. Скорее, все должно быть как раз наоборот.
В двух словах, мы не увидели никаких доказательств того, что учение и практики UBF христиане могут принимать без опасений. По нашему мнению, UBF — это нездоровая организация, учение и практики которой создают плодородную почву для элитизма и духовных злоупотреблений.
С точки зрения богословия, мы считаем, что в учении UBF есть, по меньшей мере, отклонения от здравого учения.
Мы советуем христианам не участвовать в деятельность Университетского библейского содружества.
Я хотел бы ответить на свой вопрос. В прошлом я убежденно отвечал: нет, UBF — не культ. Но ясных оснований для такого ответа у меня не было. Сегодня, после 5 лет интенсивной полемики с критиками UBF в интернете (и более 20 лет участия в деятельности этой организации), мой ответ: «и да, и нет».
На словах, в документах и официальных заявлениях UBF представляет себя как созданное в Корее всемирное христианское служение, а не как культ. На политику UBF повлияла корейская культура, так что некоторым бросается в глаза акцент, который оно делает на послушании. Я верю, что именно эти публичные заявления UBF являются причиной того, что люди говорят: «Они всем сердцем принимают Слово Бога в качестве основы своего служения, и их богословие последовательно попадает в рамки ортодоксальной исторической христианской веры». Студенты-первокурсники, попадающие на мероприятия UBF, обычно тоже так думают.
Однако своими делами UBF свидетельствует, что оно является культом. Обычно человек понимает это через 7-10 лет, хотя большинство с самого начало чувствуют, что в организации что-то не в порядке. Большинство людей боятся использовать термин « культ ». Большинство уходят из UBF тихо и незаметно. UBF — это среда, в которой культообразные практики могут свободно процветать, а иногда и поощряются. Иногда даже сами руководители не сознают, что они занимаются культообразными делами. UBF — не такой «явный» культ, как Ветвь Давидова и другие воинствующие религиозные группы, которые мы видели в прошлом. UBF, скорее, — это пограничное движение, которое, возможно, лучше было бы назвать тоталитарной или авторитарной группой. На деле такие ценности, как честь, власть, слава и послушание, характерные для восточных религий, ставятся выше библейских ценностей (опять же, не на словах, но на деле).