Человеческая сторона трагедии Джоунстауна показана на кинофестивале Full Frame
Джим Джоунс |
В ноябре 1978 года более 900 членов церкви «Народный храм» покончили с собой на территории церковной сельскохозяйственной общины Джоунстаун в Гайане. Член Конгресса США Лео Райан, который прилетел в Джоунстаун с проверкой, был убит вместе с другими гостями.
Люди, жившие в 1970-х, помнят ужасную, трагическую историю преп. Джима Джоунса, который заставил своих последователей выпить яд. Документальный фильм Стэнли Нельсона Jonestown: The Life and Death of the Peoples Temple рассказывает историю Джоунса и его последователей и исследует причины этой трагедии, которая считается крупнейшим массовым самоубийством в новейшей истории.
В субботу фильм был показан на фестивале документальных фильмов Full Frame. Это один из четырех фильмов Нельсона, показанных на фестивале в знак признания его заслуг.
Во время пресс-конференции после показа Нельсон сказал, что захотел сделать фильм о «Народном храме» после того, как жена рассказала ему об интервью с бывшими членами общины. Она сказала: «Тебе нужно послушать эту запись». Это интервью, рассказал Нельсон, было не просто рассказом о группе сумасшедших людей, добровольно расставшихся с жизнью. Как сказал монтажер фильма Люис Эрскин, перед съемочной группой стояла задача показать человеческую природу этих людей.
В фильме, снятом в 2007 году для компании PBS, нет авторского текста. Создатели фильма позволили бывшим членам «Народного храма», в том числе нескольким спасшимся во время массового самоубийства, рассказать свои истории. Все они потеряли тогда своих близких. Некоторые потеряли детей.
История, рассказанная выжившими, — это история поблекшего идеализма. Джим Джоунс был сыном алкоголика, и все его считали чужим. Фильм объясняет такое отношение симпатией, которую он проявлял к чернокожим. В 1950-х, за много лет до принятия Закона о гражданских правах, Джоунс был последовательным сторонником расовой интеграции. Сначала он возглавлял церковь в Индианаполисе, а затем переехал вместе с церковью в Калифорнию, окончательно осев в Сан-Франциско.
Джоунс проповедовал расовое и экономическое равенство. Кинопленка с записью его богослужений показывает, что они проходили живо, там было много музыки, и люди обнимались. Бывшие члены общины свидетельствуют о своей вере в то, что Джоунс пытался построить новый мир. Община предлагала своим последователям медицинскую помощь и заботилась о пожилых.
Стэнли Нельсон |
Однако за кулисами Джоунс постепенно наращивал власть над своими последователями, используя секс как одно из многих средств подчинения. Некоторые верующие поняли намерения Джоунса и покинули общину. Один журналист побеседовал с ними и написал заметку, в которой ставил под сомнение идиллический образ мирной и любящей церкви. Прежде, чем его последователи смогли прочесть эту заметку, Джоунс отправил их всех в поселение в Гайане — переезд к тому времени уже был запланирован.
Чернокожий приемный сын Джоунса, Джим Джоунс-младший, — единственный из всех родных и приемных детей Джоунса, который согласился поговорить со съемочной группой. Общаясь с бывшими членами группы, Нельсон сначала позволял им говорить без записи и съемки чтобы они решили, хотят ли участвовать в фильме. Большинство, по его словам, согласились. Многие бывшие члены группы поддерживали связь друг с другом, и
По словам Нельсона, самым тяжелым для него было слушать, как выжившие говорят о погибших родных. Кроме того, фильм заставил его пересмотреть отношение к людям в целом. Никто бы не догадался, что люди, ставшие героями фильма, пережили ужасы Джоунстауна, — говорит он. «Никогда не знаешь, через что пришлось пройти людям», — говорит он.